№1, 1993/Хроника

Научные труды Русского народного университета в Праге

В 1921 году в Чехословакии жило приблизительно 23000 – 25000 русских эмигрантов. В последующие годы их число сократилось: к 1926 году до 17000, к 1939 году до 8000. Кроме солдат, казаков, крестьян, бывших военнопленных, здесь была и большая колония интеллигенции, которая создала Русский юридический факультет (1921 – 1926), Педагогический институт, Кооперативный институт, ряд средних школ, издавала приблизительно 20 газет (некоторые в скором времени прекратили свое существование) и около 100 журналов, среди них известный «Своими путями», толстый журнал «Воля России» (1922 – 1932) и др. Видную роль в области образования и просвещения сыграл и Русский народный университет, основанный в Праге в октябре 1923 года.

Первоначально при пражском Земгоре возникла так называемая Лекционная комиссия под руководством проф. П. И. Новгородцева, но вскоре образовался РНУ. Во главе РНУ стоял кураторий, в который, кроме русских профессоров (С. В. Завадский, М. М. Новиков, А. Л. Бем, Е. А. Ляцкий, А. А. Кизеветтер и др.), входили и чехи (проф. И. Поливка и представители Карлов; университета. Министерства народного просвещения, Министерства иностранных дел: это министерство финансировало РНУ и другие русские институты). Ректором РНУ был М. Новиков, председателем куратория – чешский профессор Зденек Бажант. РНУ действовал в нескольких направлениях: организовывал различные курсы для повышения уровня образования эмигрантов, чтобы они могли квалифицированно включиться в нормальную жизнь (в Праге, Ужгороде и Кошицах это были курсы для безграмотных); курсы на уровне средней школы, где преподавались русский, чешский, немецкий, английский и другие языки (кроме прочего, и церковнославянский для студентов Карлова университета); популярно-научные курсы; научные кружки и семинары; литературные и художественные концерты и т. д. Научная работа развернулась в области общественных наук, историко-филологических наук, естествознания, философии, народного хозяйства и изучения Чехословакии. Филология развивалась преимущественно в следующих кружках: в кружке почитателей русского слова, в кружке по изучению творчества Достоевского (руководил проф. А. Бем), в кружке по изучению творчества Толстого (руководил проф. Е. Ляцкий) и т. д. Научная тематика кружков совпадает с тематикой лекционных курсов и семинаров. Для наглядности привожу темы литературных семинаров в учебном 1928/29 году: «»Скупой рыцарь» Пушкина в творчестве Достоевского» (А. Бем), «Двойник» Достоевского» (проф. Н. Е. Осипов), «О Толстом и Достоевском» (А. Бем), «Достоевский и Евангелие» (Р. В. Плетнев), «Толстой в оценке Достоевского» (А. Бем), «Достоевский в полемике с Толстым» (А. Бем), «К мировоззрению Достоевского» (Д. И. Чижевский), «О «Братьях Карамазовых» в связи с работой В. А. Комаровича» (С. И. Гессен). К этому надо добавить и доклады Философского общества на близкие темы: Гессен – «Толстой как мыслитель», проф. И. И. Лапшин – «Метафизика Толстого» и пр. РНУ организовал и «эпизодические» лекции: М. Л. Слоним читал о молодой эмигрантской литературе, Д. Н. Вергун – о литературе Подкарпатской Руси и т. п. Широко развернулись отделения РНУ в десятках городов Чехословакии – в Брно, Братиславе, Кошицах, Остраве, Оломоуце, Пльзене, Ужгороде, Моравской Тржебовой (там была русская гимназия), Кладно и т. д. Были это лекции на самые разные темы: о Достоевском, Толстом, Пушкине, Грибоедове, Сологубе, Гумилеве, о взаимоотношениях русской и чешской литературы, музыки и пр.

О научной серьезности этой многосторонней деятельности РНУ свидетельствуют, кроме прочего, и сборники научных трудов, выходившие с 1928 до 1933 года (пятый том уже из-за недостатка финансов вышел в сокращенном виде, далее издание прекратилось). Эти пять томов содержат статьи по общественным наукам (редактировал П. Н. Савицкий), по истории и филологии (ред. А. А. Кизелеттер), по естествознанию (ред. Н. М. Могилянский), по философии (ред. И. И. Лапшин) и по изучению Чехословакии (этот отдел редактировал И. Поливка). Общую редакцию осуществляя проф. М. М. Новиков.

Литературоведение занимало в сборниках весьма важное место. В первом томе (вышел а 1928 году), это еще не так заметно, но в последующих томах не только количество, но и. научное качество статей выросло настолько, что русской науке нельзя обойти многие достижения этих трудов. Что же было напечатано в первом томе? И. Поливка (1858 – 1933) здесь опубликовал на чешском языке свои «Замечания о стилистике русских сказок». Это одна из многочисленных, статей профессора Карлова университета (с 1895 года), члена академий наук в Праге, Киеве, Ленинграде, Загребе, Софии, Белграде, Амстердаме и др., одного из лучших в мире знатоков славянского фольклора, близко связанного с русской наукой (А. Н. Пылин, А. Н. Веселовский).

Е. А. Ляцкий написал для сборника статью «Пушкин и его историческая мысль». Евгений Александрович Ляцкий (1868 – 1942), воспитанник Московского университета, с 1922 года первый профессор русского языка и литературы Карпова университета, известный в первую очередь своими гончаровскими трудами, писал в 20-е годы в Праге на разные темы по древнерусской, и новой русской литературе (синтетическая работа посвящена «Слову о полку Игореве»), а также учебники по русскому языку. Его работы касаются творчества Достоевского, Толстого, Крылова, Чернышевского, Блока и других писателей, но пушкинской проблематике он посвятил целый ряд, статей. Е. Ляцкий был эдитором нескольких изданий Пушкина. В1923 – 1926 годах организовал в Праге издательство «Пламя» и был его главным редактором.

В философском отделе первого сборника была опубликована статья «Достоевский и Паскаль» Ивана Ивановича Лапшина (1870 – 1952); воспитанника Петербургского университета, ученика Л. И. Введенского. И. Лапшин был с 1913 до 1922 года профессором философии и эстетики Петербургского университета, с 1922 года – профессором Русского юридического факультета в Праге и Русского народного университета. В Праге он был членом Общества Достоевского и Русского философского общества. Его интересовали не только философские основы творчества Достоевского, Пушкине, Радищева, но и философия Т. Г. Масарика1, педагогика Я. А. Коменского и музыкальное творчество Б.

  1. Томаш Масарик (1850 – 1937) – философ-позитивист религиозно-этического направления: с 1882 года был профессором философии Пражского университета, Президент Чехословакии (1918 – 1935).[]

Цитировать

Заградка, М. Научные труды Русского народного университета в Праге / М. Заградка // Вопросы литературы. - 1993 - №1. - C. 337-344
Копировать

Нашли ошибку?

Сообщение об ошибке