№4, 1988/Коротко о книгах

«Культура Возрождения и общество»

И. СТАФ «Культура Возрождения и общество», М., «Наука», 1986, 232 с.

Сборник статей, подготовленный по материалам Всесоюзной конференции «Культура Возрождения и общество» (Москва, 1984), – седьмое по счету издание Комиссии по культуре Возрождения Научного совета по истории мировой культуры АН СССР. Как серия этих изданий, так и вся деятельность Комиссии, основанной в 1972 году, во многом уникальна для существующей у нас научной ситуации: усилиями ученых различных специальностей (философов, историков, литературоведов, искусствоведов) в ее рамках ведется комплексное изучение ренессансной культуры, ее исторической специфики, типологии, категориального аппарата, национальных особенностей, отдельных областей. Применительно к Возрождению, как и к любой культуре традиционалистского типа, подобный подход особенно продуктивен; без опоры на культурологию невозможно, среди прочего, и полноценное исследование литературы эпохи, которая, в отличие от литературы Нового времени, только начала выделяться в автономную сферу творческой деятельности, оформляться как особый социокультурный институт и система текстов.

Поэтому многие статьи сборника, на первый взгляд далекие от собственно литературоведческой проблематики, перекликаются с работами историков литературы, дополняют и по-новому освещают их. И дело не только в том, что литература Возрождения «отражала», а точнее, преломляла самые разные явления современной общественной жизни – от политической мысли, как показал на примере драматургии Лопе де Веги и Аларкона З. Плавскин (статья «Политическая мысль Испании XVI – XVII вв. и драматургия эпохи Возрождения»), до ритуализованных норм поведения и общения, «культурного быта», сложившегося в итальянских гуманистических академиях XV – начала XVI века (О. Кудрявцев, «Гуманистические академии итальянского Возрождения»). Ренессансная словесность неразрывно связана со всей системой ренессансной культуры, с другими видами искусства. Анализ учения Леона Баттисты Альберти об искусстве и его социальной роли, проделанный И. Крайневой, выходит за пределы «чистого» искусствоведения уже потому, что «Альберти решительно сближает живопись с красноречием и поэзией» (стр. 65) и строит ее теорию на основе понятий, заимствованных из античной риторики.

Цитировать

Стаф, И. «Культура Возрождения и общество» / И. Стаф // Вопросы литературы. - 1988 - №4. - C. 260-261
Копировать