№3, 2024/История идей

Клим Самгин и энциклопедический гений эпохи. О богостроительстве Горького

DOI: 10.31425/0042-8795-2024-3-134-161

В русской литературе едва ли удастся найти второго такого эрудита, как Клим Самгин. И не удивительно: среди тех, в ком Горький увидел этого персонажа, имена поистине блестящие. Удивительно другое — то, как последовательно и целенаправленно автор дискредитирует своего героя вместе со всей его родословной. У современных исследователей это вызывает законный протест: «…может ли Клим Самгин быть «пустой душой», если среди его прототипов были такие незаурядные люди, как С. П. Мельгунов, В. С. Миролюбов, К. П. Пятницкий, А. А. Ярошевский, В. С. Лукин и даже, если верить Е. П. Пешковой, И. А. Бунин?» [Овчаренко 2018: 244]. Признаем, однако, что Горькому свойственно безапелляционно низвергать авторитеты. О Милюкове, Бердяеве, Струве (всех троих исследователи тоже относят к прототипам Самгина [Овчаренко 1982: 224, 300]) он отзывается как о «великих русских бывших людях» (курсив мой. — Л. Б.), а Плеханову так просто выносит приговор: «Мудрый человек должен умереть вовремя» [Горький 2000: 215, 244]. Очевидно, Горький руководствуется какой-то новой табелью о рангах. Какой? Заметим, что приведенные высказывания приходятся на 1908–1909 годы, известные в его биографии как богостроительские. В это время писатель был захвачен идеями Богданова, которые у Плеханова и авторов «Вех» вызвали отторжение. Третьего критика богдановской теории, Ленина, Горький в то время еще надеялся примирить с эмпириомонистами.

Клеймом «пустая душа» отмечен в романе герой, с которым поначалу связаны общие надежды. «Ты не пехота, не кавалерия, а — инженерное войско, даже, может быть, генеральный штаб…»; «Самгин смотрит на улицу с чердака и ждет своего дня, копит силы, а дождется, выйдет на свет — тут все мы и ахнем!»; «умен — очень», необыкновенный человек, из тех, «которые имеют несчастье быть умнее своего времени»; «Вы страшно умный, мудрый человек!..»; «Ты — большой человек… необыкновенный».

Позже оценки станут сдержаннее, трезвее: «…твоя карьера в суде. Ты был бы знаменитым прокурором»; «Самгин <…> свой настоящий ум прячет до тех пор, когда его позовут в министры». Но что такое для необыкновенного человека суд, министерство в обществе, обреченном на слом? В контексте романа необыкновенное — синоним той особой революции, которую Горький называл вечной.

В конце концов наступает разочарование. К лету 1914 года, пишет автор (датировка, конечно, не случайна), Клим Иванович продолжал пользоваться репутацией умного человека только среди людей консервативно-благонамеренных. Те, что шли в ногу со временем, больше не заблуждались на его счет: «…не умный вы и боитесь обнаружить это».

Но в чем, собственно, преступление Самгина? От него ждали нового слова, а оказалось, что он… не гений? Не слишком ли много взыскивается с человека и так ли значительно прегрешение, за которое он привлекается к суду истории?

Клим Самгин как объект критики. Предыстория

Горький был пионером того «мало приметного для широкой публики» движения, которое В. Базаров назвал «хождением народа в интеллигенцию» [Базаров 2000: 744]. Этот опыт, едва не стоивший будущему писателю жизни, был затем основательно отрефлексирован им в творчестве1 и предопределил его сближение с группой Богданова.

Как известно, горьковский автобиографический герой, погрузившись в мир книг и отдалившись от своей среды, начал было посещать интеллигентские собрания, но в образованном обществе почувствовал себя еще более чужим и одиноким. Представляя его друг другу, новые знакомые либо понижали голос: «Самоучка… Из народа…», либо с гордостью уличных мальчишек, показывающих друг другу найденный на мостовой пятак, рекомендовали: «Самородок!»

Случай из жизни Богданова — пример того, как нужно бы развиваться такой ситуации. В середине 1890-х, вспоминал теоретик Пролеткульта, после долгих и безуспешных поисков «интеллигентов» для пропагандистско-просветительской работы в заводских кружках на него вышел молодой тульский оружейник. Учителями, кроме Богданова, стали Базаров и И. Степанов. Так же, как горьковские просветители, они поначалу принялись возводить между собой и учениками стену книжного знания. К счастью, Богданов, трезво оценивая интеллектуальный уровень слушателей, не смотрел на них как на пассивный материал в своих руках. В их вопросах и комментариях к прочитанному наставник заметил определенную тенденцию: специальные дисциплины интересовали их не сами по себе, а взятые во взаимосвязи: «Мы наталкивались на ка­кое-то прирожденное стремление к монизму…» Это требовало от лекторов умения в единстве рассматривать технические, экономические и духовные явления. «Для меня лично это в сильнейшей степени предопределило характер всей последующей, научной и философской работы», — писал он позднее об этом периоде своей деятельности [Богданов 1924: 240–241].

Идеи Богданова в силу особенностей его биографии (Ленин, как известно, видел в нем политического соперника и идейного врага) лишь в перестроечный период стали у нас предметом открытого научного обсуждения, и с тех пор внимание к ним только растет2. При этом в публикациях постоянно всплывает имя Горького как соратника Богданова, не говоря уже о том, что богостроительским периодом в биографии писателя активно занимаются специалисты-горьковеды3.

На пике своего богостроительства Горький писал о Богданове: «…это чрезвычайно крупная фигура, от нее можно ждать оглушительных работ в области философии <…> Если ему удастся то, что он задумал, — он совершит в философской науке такую же революцию, как Маркс в политической экономии <…> Мысль его огромна <…> Удастся ему — и мы увидим полный разгром всех остатков буржуазной метафизики, распад буржуазной «души», рождение души социалистической. Монизм еще не имел столь яркого представителя, как Богданов. Он меня — просто с ума сводит!» [Горький 1999: 234]. «Богданов — самый интересный философ Европы…», «крупнейший из философов современности» [Горький 2000: 190, 182]. Своим корреспондентам он советовал читать Богданова, самому Богданову писал: «Мироощущение, коим Вы насыщены <…> самое мощное и самое удачное усилие понять и победить противоречие между человеком и космосом — выше, красивее, победоноснее этого еще ничего не было на земле» [Горький 2000: 264]. Для Горького эмпириомонизм — символ новой веры, хотя создатель теории не только не вкладывал в нее подобного смысла, но был категорическим противником любой религии.

Так называемое богостроительство не случайность, не кратковременный эпизод в биографии писателя, а принципиальная позиция, которой он остался верен до конца дней. Случайным был скорее отход Горького от «впередовцев». «Ходока» и на сей раз уязвило отношение «интеллигента». Но в 1910 году Горький уже не Макар («Никуда я не гожусь. Никому не нужен»), в чувстве собственного достоинства он теперь не уступал машинисту Нилу в «Мещанах» («Вы — человек, я — тоже»). Общение с Богдановым Горький прекратил со словами: «Я, как Вам известно, очень уважаю и ценю Вас — мыслителя и революционера, но — не стану отвечать на ваши письма: Вы пишете их слишком строго и так, что Вы унтер-офицер, а я — рядовой Вашего взвода» [М. Горький… 2010: 87]. Но, ставя точку в личных отношениях, писатель ни на минуту не усомнился в ценности эмпириомонизма: «Можно работать в одной линии и не встречаться лично» [Горький 2001b: 249]. А вскоре и пожалел о возникших недоразумениях, сетовал на спровоцировавших их лиц, пытался наладить контакты со «впередовцами».

Иванов-Разумник еще в 1900 году точно охарактеризовал суть горьковского недовольства интеллигентом:

…от него он требует прежде всего всесторонности, такова должна быть его первая и основная черта. И всесторонность эту надо понимать, конечно, не как энциклопедичность знаний, а в смысле отзывчивости на все проявления жизни, в смысле чуткого реагирования на все окружающие впечатления; для этого человек должен не только мыслить, но и жить [Переписка… 1988: 740].

Богданов снимал противоречие между жизнью и мыслью. В диалоге «Наука и философия», открывающем «Очерки философии коллективизма», современный Сократ, alter ego автора, объясняет своему ученику, что теория — отнюдь не верхний этаж, не мансарда знания (вспомним самгинский чердак), что в любом научном открытии аккумулирован весь социальный опыт человечества, от экономического до повседневного. Любой человек, будь то гений или простой работник, «в своем творчестве, познавательном и практическом <…> всегда точка приложения социальных сил» [Вернер 1909: 33]. Далее с помощью так называемой «подстановки» Богданов преодолевал дуализм материального и идеального. Подстановка, писал он, в познании предшествовала логике, этот метод, уходящий корнями в древность (пантеизм, панпсихизм, основная метафора, психологический параллелизм в фольклоре) и наполнившийся к ХХ столетию научным содержанием (энергетизм Оствальда), стирает границу между физическим и психическим, открывает единый мир опыта. Своему главному адресату, пролетарию, Богданов объяснял эту идею просто: материальный зеленый лист и его образ — всего лишь разные «организационные типы» [Богданов 1995: 32]. Можно сделать вывод: как универсальный инструмент познания подстановка — нечто вроде виртуальной модели реального объекта.

В 1928 году, после смерти Богданова, когда Горькому пришлось отрекаться от своего богостроительства, он первым делом вспомнил про подстановку. «Не думаю, чтоб на меня влияла «Религия социализма» Луначарского или «подстановка» А. А. Богданова», — писал он Рудневу (Базарову) [Горький 2016: 44]. На самом же деле в 1908 году был так захвачен идеей подстановки, что для лучшего ее уяснения стал даже брать уроки математики. Тогда его огорчал скептицизм самого Базарова по поводу подстановки, а разъяснение, данное на этот счет Богдановым, он нашел «прекрасным по стройности и ясности» [Горький 2000: 263].

Нетрудно представить, сколь многообещающе прозвучала богдановская теория для Горького. Богданов развеивал сомнения вроде «Да был ли мальчик?», убеждал: «Человек никогда не бывает солипсистом» [Богданов 2014: 196], — вооруженный монизмом, он становится уже не носителем мнений, а вместилищем Истины. Но все победы, которые сулит человечеству эмпириомонизм, возможны, только если личность способна к опытному обмену, готова раствориться в коллективе. Тогда миру «явится энциклопедический гений своего времени«. Этот гармонический тип, который придет на смену и великим, и обычным людям, Богданов считал нормальным, в нем видел «прогрессирующую тенденцию психического развития«4 [Богданов 2014: 226–227], а «я» объявлял пройденным этапом в развитии человечества. В этом вопросе «впередовцы» были единодушны: великие люди — «более нормальные представители нашего вида», чем заурядные; «заурядный человек — калека, а не норма», да и великие — лишь бледный прообраз «того, чем может и должен стать человек» [Луначарский 1909: 331].

Из всего сказанного и складывается непомерный счет, предъявленный автором Самгину.

«Пустая душа»
между идеализмом и эмпириомонизмом

Имя Богданова, хотя и нечасто встречается на страницах романа, все же на слуху в окружении Клима. Тем более достойно удивления, что такой книгочей, как он, пропустил «Очерки философии коллективизма» и впервые слышит о них от Кутузова:

— Тут Луначарский с Богдановым какую-то ахинею сочинили?

— Не читал.

Кутузов, который обращается к Самгину как к эксперту, их тоже не читал, но высказывается об эмпириомонизме с ленинской прямолинейностью. Не заинтересовался Клим книгой и после того, как ее — ходовой товар! — похвалил Дронов. От Дронова Самгин слышит и о группе «Вперед», объединившей все тех же эмпириомонистов.

То, что писатель в 1920-е годы не мог прямо говорить на опасную тему, понятно. Но что в 1900-е человек, живущий в обществе, где спрашивают как пароль:

  1. В частности, в «Случае из жизни Макара». В «Моих университетах» писатель критически оценил рассказ, но признался, что для него он представляет ценность: «Как будто я перешагнул через себя». В «Жизни Клима Самгина» Горький еще раз вернулся к этой теме (неудавшееся самоубийство Макарова).[]
  2. Развернутый обзор источников см.: [Морозова 2020: 5–47]. О современных подходах к наследию Богданова в разных областях знания дает представление сборник: [Александр… 2021].[]
  3. См.: [Шеррер 1995; Ревякина 1996; 1998; Семенова 2018; Спиридонова 2010; Чони 2020].[]
  4. Кроме специально оговоренных случаев, курсив в цитатах везде принадлежит авторам. — Л. Б.[]

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №3, 2024

Литература

Александр Александрович Богданов / Ред. М. В. Локтионов.
М.: Политическая энциклопедия, 2021.

Архив А. М. Горького. Т. 12 / Отв. ред. Е. Б. Тагер. М.: Наука, 1969.

Базаров В. Богостроительство и «богоискательство» // Вершины. Кн. 1. СПб.: Прометей, 1909a. С. 331–363.

Базаров В. Материал коллективного опыта и организационные его формы // Очерки философии коллективизма. Сб. 1. СПб.: Т-во «Знание», 1909b. С. 143–217.

Базаров В. Пионеры марксизма // Русская литература ХХ века (1890–1910). В 2 тт. / Ред. С. А. Венгеров. Т. 1. М.: Издательский дом «ХХI век — Согласие», 2000. С. 463–489.

Бердяев Н. А. Философская истина и интеллигентская правда // Вехи. Репринт изд. 1909. М.: Новости, 1990. С. 5–26.

Бердяев Н. А. Смысл творчества. Опыт оправдания человека // Бердяев Н. А. Философия творчества, культуры и искусства. В 2 тт. Т. 1. М.: Искусство, 1994. С. 37–341.

Бессалько П. О форме и содержании // Грядущее. 1918. № 4. С. 3–5.

Богданов А. О тенденциях пролетарской культуры (ответ А. Гастеву) // Пролетарская культура. 1919. № 9–10. С. 46–52.

Богданов А. О пролетарской культуре (1904–1924). Л.; М.: Товарищеское изд. «Книга», 1924.

Богданов А. А. Вопросы социализма: Работы разных лет. М.: Политиздат, 1990.

Богданов А. А. Эмпириомонизм: Статьи по философии. М.: Книжный Клуб Книговек, 2014.

Богданов А. А. Тектология (Всеобщая организационная наука). М.: Академический проект; Трикста, 2019.

Борисова Л. М., Шульженко Ю. А. Герой и его прототипы: Проблема поколенческой идентичности в романе М. Горького «Жизнь Клима Самгина» // Ученые записки Крымского федерального университета им. В. И. Вернадского. Филологические науки. 2020. Т. 6. № 4. С. 3–15.

Борисова Л. М., Шульженко Ю. А. Герой и его прототипы. Аллегория интеллигенции в романе М. Горького «Жизнь Клима Самгина» // Ученые записки Крымского федерального университета им. В. И. Вернадского. Филологические науки. 2021. Т. 7. № 1. С. 15–30.

Вернер Н. Наука и философия. Диалоги // Очерки философии коллективизма. Сб. 1. СПб.: Т-во «Знание», 1909. С. 7–23.

Гастев А. О тенденциях пролетарской культуры // Пролетарская культура. 1919. № 9–10. С. 35–45.

Горький М. Собр. соч. в 30 тт. Т. 24. М.: ГИХЛ, 1953.

Горький М. Несвоевременные мысли. Заметки о революции и культуре. М.: Советский писатель, 1990.

Горький М. Полн. собр. соч. Письма. В 24 тт. / Отв. ред. М. Г. Петрова. Т. 5. М.: Наука, 1999.

Горький М. Полн. собр. соч. Письма. В 24 тт. Т. 6. 2000.

Горький М. Полн. собр. соч. Письма. В 24 тт. Т. 7. 2001a.

Горький М. Полн. собр. соч. Письма. В 24 тт. Т. 8. 2001b.

Горький М. Полн. собр. соч. Письма. В 24 тт. Т. 9. 2002.

Горький М. Полн. собр. соч. Письма. В 24 тт. Т. 10. 2003.

Горький М. Полн. собр. соч. Письма. В 24 тт. Т. 14. 2009.

Горький М. Полн. собр. соч. Письма. В 24 тт. Т. 18. 2016.

Луначарский А. Мещанство и индивидуализм // Очерки философии коллективизма. Сб. 1. 1909. С. 219–349.

Луначарский А. Александр Александрович Богданов // Правда. 1928. 10 апреля. С. 3.

М. Горький и А. Богданов. Неизвестная переписка 1908–1910 гг. // Горький в зеркале эпохи (неизданная переписка). Вып. 10 / Отв. ред. Л. А. Спиридонова. М.: ИМЛИ РАН, 2010. С. 37–87.

Морозова А. Ю. «Неленинский большевизм» А. А. Богданова и «впередовцев»: идеи, альтернативы, практика. М.; СПб.: Нестор-История, 2020.

Морозова А. Ю. Черный кот, розовые лягушки и «некрологи на память»: вологодская ссылка А. А. Богданова // Historia provinciae — журнал региональной истории. 2021. Т. 5. № 4. С. 1092–1142.

Неизвестный Богданов. В 3 кн. / Ред. Г. А. Бордюгов. Кн. 3: А. А. Богданов. Десятилетие отлучения от марксизма. Юбилейный сборник (1904–1914). М.: ИЦ: «АИРО — ХХ», 1995.

Ницше Ф. Полн. собр. соч. в 13 тт. Т. 4 / Перевод с нем. Ю. М. Антоновского; перевод коммент. А. Г. Жаворонкова. Науч. ред. Е. В. Ознобкиной. М.: Культурная революция, 2007.

Ницше Ф. Полн. собр. соч. в 13 тт. Т. 2 / Перевод с нем. В. М. Бакусева. Науч. ред. Е. И. Эбаноидзе. М.: Культурная революция, 2011.

Овчаренко А. И. Роман-эпопея М. Горького «Жизнь Клима Самгина». М.: Художественная литература, 1965.

Овчаренко А. И. М. Горький и литературные искания ХХ столетия. М.: Художественная литература, 1982.

Овчаренко О. А. М. Горький как теоретик литературы // Studia Litterarum. 2018. Т. 3. № 1. С. 234–251.

Переписка с Р. В. Ивановым-Разумником / Вступ. ст. и коммент. Е. В. Ивановой и А. В. Лаврова // Литературное наследство. Т. 95: Горький и русская журналистика начала ХХ века: Неизданная переписка / Отв. ред. И. С. Зильберштейн, Н. И. Дикушина. М.: Наука, 1988. С. 706–743.

Плетнев В. Три точки зрения на пролетарскую культуру. М.: Пролеткульт, 1926.

Преображенский <Е. А.> Гениальность и талант с социалистической точки зрения. Стенограмма доклада и прения на заседании Социалистической академии 18 января 1923 года // Архив РАН. Ф. 350. Оп. 2. Д. 13. Л. 66.

Примочкина Н. Н. Писатель и власть. М. Горький в литературном движении 20-х годов. М.: РОССПЭН, 1998.

Ревякина И. А. Непрочитанные страницы биографий М. Горького и А. Богданова. История отношений // Горьковские чтения 1995. М. Горький сегодня: проблемы эстетики, философии, культуры. Нижний Новгород: ННГУ, 1996. С. 67–72.

Ревякина И. А. Предисловие. «Смешно видеть себя причиной драки…» (из переписки М. Горького с А. Богдановым 1903–1909) // М. Горький. Материалы и исследования. Вып. 5 / Отв. ред. С. В. Заика. М.: Наследие, 1998. С. 13–30.

Рыбас А. Е. Актуальность философии эмпириомонизма // Александр Александрович Богданов / Ред. М. В. Локтионов. М.: Политическая энциклопедия, 2021. С. 86–116.

Семенова А. Л. Влияние эмпириомонистических идей А. А. Богданова на М. Горького // Максим Горький: pro et contra. Современный дискурс. Антология / Сост. О. В. Богданова, В. Т. Захарова, Л. А. Спиридонова, М. Г. Уртминцева. СПб.: РХГА, 2018. С. 173–203.

Сперанский А. М. Горький и организация ВИЭМ // Известия. 1936.
24 июня. С. 4.

Спиридонова Л. А. М. Горький и А. Богданов. Неизвестная переписка 1908–1910 гг. // Горький в зеркале эпохи (неизданная переписка). Вып. 10 / Отв. ред. Л. А. Спиридонова. М.: ИМЛИ РАН, 2010. С. 9–20.

Стейла Д. Наука и революция: Рецепция эмпириокритицизма в русской культуре (1877–1910). М.: Академический проект, 2013.

Ходасевич В. М. Таким я знала Горького // Новый мир. 1968. № 3. С. 11–66.

Чони П. Горький-политик. СПб.: Алетейя, 2020.

Шеррер Ю. М. Горький и А. Богданов (история отношений по материалам переписки 1908–1910 гг.) // М. Горький. Материалы и исследования. Вып. 4 / Ред. В. С. Барахов. М.: Наследие, 1995. С. 58–94.

Шумский А. М. Тема социалистического строительства в публицистике М. Горького // Творчество М. Горького и вопросы социалистического реализма / Отв. ред. Б. В. Михайловский. М.: АН СССР, 1958. С. 175–215.

Kline G. L. «Nietzschean Marxism» in Russia // Demythologizing Marxism: А series of studies in Marxism / Ed. by F. J. Adelmann. Chestnut Hill: Boston College; The Hague: Martinus Nijhoff, 1969. P. 166–183.

Sautkin A., Philippova E. Lenin and Nietzsche in the Althusserian perspective: Philosophy as eternal battle // Filosofija. Sociologija. 2019. T. 30. No. 3. P. 183–191.

Цитировать

Борисова, Л.М. Клим Самгин и энциклопедический гений эпохи. О богостроительстве Горького / Л.М. Борисова // Вопросы литературы. - 2024 - №3. - C. 134-161
Копировать