№5, 1960/Хроника

Хроника

ОБ ЭСТЕТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ

Решение ЦК КПСС «О задачах партийной пропаганды в современных условиях» придает большое значение идейно-воспитательному воздействию художественной литературы. Широкое развитие эстетического воспитания народа поставлено на повестку дня всем ходом нашей жизни.

Письмо группы советских художников «Любите прекрасное», опубликованное в газете «Правда» 3 января 1960 года, привлекло внимание широких слоев общественности. И это естественно, поскольку в нем затронута одна из животрепещущих проблем нашей современности – «найти новые формы и изыскать новые средства донесения до каждого человека всех богатств человеческого духа, дать каждому человеку все богатства культуры…»

Творческие Союзы нашей страны активно включились в разработку практических мероприятий в свете задач, поставленных в письме. Основным из них является подготовка и проведение совещания творческих Союзов с повесткой дня: «Задачи творческой интеллигенции в области эстетического воспитания трудящихся».

Большая и интересная дискуссия на тему «Эстетический вкус в жизни и в искусстве» состоялась в ЦДЛ. В ней приняли участие не только писатели, но и члены других творческих Союзов, а также ученые и работники средней школы.

«Мы отдаем себе отчет в том, сколь велика преображающая роль искусства, сколь огромно значение эстетического воспитания», – заявил во вступительной речи С. Машинский, – и в первую очередь в словах выступавших писателей прозвучал призыв повысить требовательность к самим себе, призыв к каждому литератору выработать свой собственный эстетический вкус. О необходимости выработать у человека способность правильно и по достоинству оценивать художественную красоту, то есть искусство, об активном, целенаправленном формировании эстетического вкуса, о воспитании органической потребности в подлинно прекрасном искусстве больших идей и широких социальных обобщений, о методах и многообразии путей воспитания художественного вкуса говорили представитель Института философии АН СССР В. Разумный и старший научный сотрудник Третьяковской галереи В. Герценберг.

Принявшая участие в дискуссии учительница Г. Косова рассматривает эстетическое воспитание как часть коммунистического воспитания трудящихся и связывает его с целым комплексом проблем общего образования, этического, морального и политического воспитания. Г. Косова указывает на серьезные недостатки в художественном и музыкальном образовании детей, а также и в преподавании литературы в школе и поддерживает в связи с этим предложение авторов письма о «государственном разрешении» этой проблемы.

Стремясь к широкому, всестороннему обсуждению вопроса, участники дискуссии коснулись и задач кино как наиболее массового вида искусства, а также проблемы «малых форм».

«Надо говорить и об искусстве малых форм, о предметах быта, которые в первую очередь влияют на воспитание вкуса», – отметил художник А. Гончаров; об этом же говорили В. Саппак и И. Вейсфельд.

Союз писателей планирует в ближайшее время систематические выступления писателей, критиков и литературоведов по радио, телевидению и с эстрады. Предполагается организовать при ЦДЛ (а также рекомендовать организацию подобных мероприятий Союзам всех Национальных республик), кроме ныне существующего, для рабочих – членов бригад коммунистического труда, постоянно действующий лекторий с широкой и разнообразной программой по вопросам литературы и эстетики, пропаганды родного художественного слова; одновременно писатели привлекаются к работе в университетах культуры и народных библиотеках.

Литераторы совместно с работниками Министерства культуры, Министерства просвещения и Академии педагогических наук примут участие в совещании по проблемам эстетического воспитания в школе.

Стремясь всячески содействовать дальнейшему развитию художественной самодеятельности, Союз писателей предполагает проводить периодически конкурсы на лучшую массовую песню и ее сольное и хоровое исполнение, а также на лучшую одноактную пьесу и ее постановку, привлекая к таким конкурсам писательские силы.

Писатели, критики и литературоведы примут участие в подготовке книг для массового читателя по проблемам эстетического воспитания. Выпуск в свет такой серии книг, очевидно, будет осуществляться издательством «Советский писатель».

Таковы в основном наметки плана работы Союза писателей. Надо думать, что литературная общественность примет самое деятельное участие в осуществлении той программы эстетического воспитания, которую выработает совещание творческих Союзов.

 

В. СОМОВ

НЕКРАСОВСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ 1960 ГОДА

С 30 января по 1 февраля в Ленинграде проходила X Всесоюзная некрасовская конференция, организованная мемориальным Музеем Н. А. Некрасова. В исторической квартире поэта на Литейном проспекте, где в прошлом встречались писатели и редакторы «Современника» и «Отечественных записок», собрались литературоведы Москвы, Ленинграда, Одессы, Ярославля, Иванова, Арзамаса и других городов.

В первый день были заслушаны доклады, в которых сообщалось о новых текстологических исследованиях и ценных находках еще неизвестных читателям строк некрасовских произведений, а также о поэмах «Псовая охота» и «Мороз, Красный нос».

А. Груздев в докладе «Из наблюдений над текстом стихотворений Некрасова» сообщил, что после выхода 12-томного собрания сочинений и писем Н. А. Некрасова советскими литературоведами обнаружено много новых фактов из жизни поэта и творческой истории его произведений; так, найдены различные варианты стихов, письма. Докладчик указал, что и в этом фундаментальном издании произведений Некрасова есть немало искаженных редакторами стихов. В качестве примера А. Груздев привел разночтения в стихотворении «Поэт и гражданин» и других произведениях. По его мнению, все эти материалы красноречиво говорят о необходимости нового Полного собрания сочинений Некрасова, которое могут осуществить в ближайшие годы литературоведческие институты Академии наук СССР.

В докладе «Неизвестные строки Некрасова» С. Рейсер сообщил собравшимся о своей находке: в одном из номеров журнала «Будильник» ему удалось отыскать новый вариант стихотворения «Думы перед зеркалом», подписанного псевдонимом Савва Намордников. Это открытие имеет важное значение для установления более точного текста стихотворения Некрасова.

В. Бухштаб в докладе «Сатирическая поэма Некрасова «Псовая охота» и И. Колесницкая в работе «Из творческой истории поэмы Некрасова «Мороз, Красный нос» отметили своеобразие его художественного метода и поэтического мастерства. Раскрывая идейно-художественное содержание «Псовой охоты», Б. Бухштаб подробно говорил о сатирическом изображении дворянства в поэме Некрасова, об умении поэта одной-двумя чертами создать сатирический образ широкого значения. И. Колесницкая во многом по-новому осветила замысел и историю создания поэмы «Мороз, Красный нос».

Утреннее и вечернее заседания 31 января были заняты сообщениями, посвященными эпопее Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», анализу ее поэтического языка. Были прочитаны доклады: «Собирательный образ народа в поэме» Л. Розановой, «Проблема народного характера в поэме» М. Каретниковой, «Местные источники поэмы» А. Тарасовым, «Поэзия Добролюбова и песни Гриши Добросклонова» Р. Шнейдерман, «Народная образно-экспрессивная лексика в поэзии Некрасова» А. Левиной, «Эпитеты в поэзии Некрасова» Б. Дубровиной и «Некоторые особенности использования лексики русского литературного языка в поэзии Некрасова» Е. Письяуковой.

Одесские литературоведы посвятили свои выступления раскрытию связей великого поэта революционной демократии с украинской литературой («Некрасов и Марко Вовчок», А. Недзведский; «Некрасов и Старицкий», Л. Ленюк; «Некрасов в переводах украинских советских поэтов», О. Ларионова).

В последние годы некрасоведы все тщательнее занимаются изучением связи великого поэта с революционным народничеством. Эта проблема была поставлена в докладах: К. Бикбулатовой «Некрасов и общественно-политическая борьба 70-х годов», А. Гаркави «Некрасов и революционное народничество» и Н. Осьмакова «О забытой группе поэтов некрасовской школы». Первые два оратора стремились показать влияние революционных событий 70-х годов на творчество Некрасова, выяснить отношение поэта к идеологии народничества и бесстрашной борьбе героев-землевольцев… Однако, как отмечалось в прениях, докладчики не избежали при этом пересказа общеизвестных событий и положений. Н. Осьмаков в своем докладе сделал первую в советском литературоведении попытку проанализировать поэзию революционного народничества в целом и творчество Н. Морозова, С.

Цитировать

От редакции Хроника / От редакции // Вопросы литературы. - 1960 - №5. - C. 250-259
Копировать