«Бальзаковские ежегодники»
«L’Année balzacienne», 1963 – 1967.
«Бальзаковские ежегодники», издаваемые с 1960 года Обществом по изучению Бальзака при Парижском университете, по составу разнообразны: новые тексты писателя; архивные разыскания о прототипах его героев, источниках ситуаций, проливающих свет на творческую историю произведений; статьи, проблематика которых отвечает внутреннему разнообразию «Человеческой комедии»; биографические исследования; информация об изучении и популяризации Бальзака во Франции и за границей; рецензии и библиография за год.
В последние годы были высказаны новые соображения об атрибуции некоторых произведений 20-х и начала 30-х годов, считавшихся бальзаковскими; это подписанные псевдонимами ранние романы и статьи. Брюсом Толли (Оксфорд) установлено, что рядом псевдонимов, которыми подписаны статьи в органе политической сатиры «Карикатюр» между 1830 и 1833 годами и которые считались принадлежащими Бальзаку, в действительности пользовались и он и другие редакторы этой газеты, в первую очередь Одибер; в прессе того времени было в обычае использование общего псевдонима целой группой лиц. Первоначальный список статей Бальзака, составленный для первого полного собрания сочинений редактором газеты «Сьекль» А. Дютаком и писателями Шанфлери и Лакруа, был недостоверен, во многом строился на догадках. Сообразуясь с рядом обстоятельств- с письмами и документами, распределением статей по годам, использованием их в последующих произведениях Бальзака, – Б. Толли в одних случаях отвергает его авторство, в других – ставит под обоснованное сомнение1. В «Ежегоднике 1965» П. Барбери, преподаватель Высшей Нормальной школы вСен-Клу, коммунист, доказывая принадлежность Бальзаку анонимных «Писем провинциала» в газете «Тан» (1830), замечает, что множество его неподписанных работ эпохи реставрации – начала июльской монархии ждет включения в полное собрание сочинений, где они должны заменить статьи, ложно ему приписанные. Появляется немало уточнений в наших представлениях о взглядах молодого Бальзака. Так, две заметки 1831 года, высмеивающие сен-симонистов («Сен-симонянин и сен-симонист» и «Сен-симонистская религия»), почти наверное не принадлежат Бальзаку; вызывает сомнение принадлежность Бальзаку очерка «Две встречи в один год». В научное 28-томное издание Бальзака 1958 – 1963 годов статьи, исключенные Толли, уже не вошли.
Много внимания уделили ежегодники (1963, 1964) юношеским романам, вопросам их атрибуции, датировки и особенно идейно-эстетической оценки. В настоящее время вместо прежнего полного пренебрежения к романам 1819 – 1824 годов, как якобы ничем не связанным с «Человеческой комедией», утвердилась иная точка зрения; М. Регар в рецензии на новое издание называет их «тестом, которое уже поднимается на дрожжах главных тем и проблем «Человеческой комедии». Молодой автор еще подражает распространенным в те годы видам романа, многие его герои выглядят деревянными куклами, а действие изобилует неуклюжими натяжками, но у него уже проявляется склонность трезво изображать общественные классы в конкретную историческую эпоху; есть многообещающие эскизы молодых карьеристов, чиновников, судейских, намечается многосторонность художественного освещения; наконец, уже высказаны идеи будущих философских этюдов. Это убедительно показано Пьером Барбери, издавшим после статей в ежегодниках хорошо документированный обобщающий труд о ранних романах, который закрепил объективную их оценку2.
Умножились работы, посвященные творческой истории отдельных произведений, так как эти истории у Бальзака часто полны неожиданностей и глубокого значения. Процесс писания у него бесконечно важней замысла, недаром он и в «Неведомом шедевре», и в «Кузине Бетте» настойчиво повторяет, что между замыслом и выполнением лежит пропасть (почти противопоставляя их). Творческая история, характер правки текста раскрывают и особенности искусства Бальзака, а также – поскольку на него всегда давили денежные обстоятельства – многое проясняют и в личности самого писателя. Б. Гюйон в книге о романе «Сельский врач», Жан Помье на примере первой части «Блеска и нищеты куртизанок», Б. Реизов в богато документированном исследовании о «Лилии долины» подтвердили, что денежные соображения всегда стушевывались в «драме художника, борющегося со своим творением». Он рассуждал о «прибыльном деле» и терял огромные суммы на нескончаемой правке корректур. Л. Фабр справедливо писал по этому поводу: «Бальзак никогда не бывает более трогателен и комичен, чем когда он пытается выглядеть положительным, расчетливым, циничным» 3.
В ежегодниках из разнообразных материалов об истории произведений выделяется обстоятельная статья Рене Гиза «Бальзак и роман-фельетон» (1964). С середины 30-х годов ежедневные газеты, начав печатать длинные романы, способствовали рождению ремесленного жанра: романа заданных размеров, разрезанного на «порции» заданного объема – фельетоны (идеальный размер романа – шесть фельетонов), внутри которых бесконечно усложнялись ситуации, множились перипетии и которые интригующе обрывались в отправной точке для новых авантюр. Бальзаку пришлось печатать фельетонами «Старую деву», «Модесту Миньон», «Беатрису», «Сельского священника», «Жизнь холостяка», «Онорину», «Крестьян» и другие романы. Между тем «нет ничего более противоположного фельетонной технике, чем метод Бальзака». Его романы в рукописи выливались единым потоком, даже без деления на главы; часто разрастались в непредвиденном направлении; смысл и интерес обретались в полной мере только в законченном произведении; действие протекало часто без внешней сложности, а характерная для Бальзака тщательная мотивировка событий должна была казаться скучной почитателям Сю и Дюма. Эти авторы и вытеснили его со страниц больших газет: «Пресс», «Сьекль», «Журналь де деба», «Конститюсьоннель» – в меньшие: «Коммерс», «Мессаже». Тем не менее Бальзак почти ничем не поступался и продолжал править фельетоны по десять раз. Р. Гиз прослеживает перипетии его борьбы за право быть самим собой с 1836 по 1847 год. Один из критиков писал в «Коммерс» 31 декабря 1844 года: «Г-н де Бальзак слишком непреклонен для того, чтобы применяться к нынешним условиям литературного успеха». Даже заклятый враг, Сент-Бёв, назвал его (после его смерти) «непримиримым художником».
В том же «Ежегоднике 1964» помещена статья П. Лобрие «Созревание персонажей «Цезаря Биротто». Уроки корректур». Правка этого романа шла в двух направлениях. Автор заострял, гиперболизировал черты своих героев (например, домовладелец Молине, один из палачей Биротто, в последней редакции «похожий на гремучую змею»). Здесь действовал один из коренных законов творчества Бальзака, считавшего, что укрупнение, концентрация качеств характера диктуются природой художественного познания и читательского восприятия. Но для Бальзака укрупнение отнюдь не означает упрощения и не делает образ застывшим в своей определенности. Об этом свидетельствует правка, относящаяся к образу Констанции Биротто. Далее, правка делает очевидным, что для Бальзака отнюдь не обязательно заранее описать героя до конца во всех деталях в уж затем вводить его в действие; он может создавать его постепенно, добавляя все новые черты. Не говорит ли о том же постоянное возвращение персонажей в «Человеческой комедии»? Методы Бальзака гораздо более гибки, чем предполагают ходячие представления о нем.
Создавать – для Бальзака значит вглядываться, прозревать, делать открытия. В процессе творчества ложные теории отходят на задний план перед жизненной правдой. Не потому ли он сказал устами одного из своих героев, что труд для художника важнее любых теорий. Н в то же время трудно назвать художника, который интересовался бы различными учениями и теориями больше, чем Бальзак, видевший долг писателя в определенном суждении о человеческих делах, полном преданности принципам. Философия, начиная с древней, история, социология, политика, политэкономия, естественнонаучные теории, не говоря уже об эстетических, – все, своеобразно и свободно переплавленное, служило материалом для построения «Человеческой комедии». В одном из серьезных опытов анализа его мировоззрения, как оно воплощено в творчестве, – работе датского ученого П. Нюкрога «Мысль Бальзака в «Человеческой комедии», – автор называет последнюю «высокоорганизованной системой» и акцентирует теоретический характер ее построения в целом: «Бальзаковский мир, который считают очень конкретным и прочным, задуман весьма отвлеченно» ## P. Nycrog, La pensée de Balzac dans la Comédie humaiae, Copenhaque, 1965, p. 177. См. рецензию на эту книгу Т.
- Bruce Tolley, Balzac et la Caricature, «Revue d’histoire littéraire de la France», 1961, N 1; Bruce Tolley, Les œuvres diverses de Balzac: 1824 – 1831, «L’Année balzacienne 1963 «; Bruce Tolley, Balzac et les romans de Viellerglé, «L’Année balzacienne 1964 «.[↩]
- P. Barberis, Aux sources de Balzac, Paris, 1965.[↩]
- L. Fabre, Romantisme et lumières, Paris, 1968, p. 298.[↩]
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.