№1, 1999/Мозаика

«Альбом, как жизнь, противоречий смесь…»

Этот альбом, на 25-ти листах которого оставили автографы многие знаменитости первой половины XIX века, до сих пор мало привлекал к себе внимание. Небольшая тетрадь с тисненым золотым орнаментом на кожаной обложке не имеет никаких обозначений, которые бы выдавали владельца.

В 1920-х годах она, в составе собрания Сергея Дмитриевича Шереметева (1844 – 1918), попала в Архив Октябрьской революции (ЦГАОР), откуда вскоре была передана в Центральный государственный архив древних актов (ЦГАДА). Здесь был составлен отдельный фонд, в который вошла значительная часть бумаг Шереметева, доставшаяся ему от тетушки – Елизаветы Сергеевны Дёлер (1818 – 1890), урожденной Шереметевой. Альбом оказался в этом фонде и в 1941 году перешел в Центральный государственный литературный архив (ныне РГАЛИ. Ф. 752. Оп. 1. Ед. хр. 512).

Е. С. Шереметева родилась в большой семье С. В. Шереметева (1786 – 1834), по отзыву современника – человека «самого доброго и простого». Жена его, В. П. Шереметева (1786 – 1857), «некогда, под фамильным именем девицы Алмазовой, сияла красотой» 1, которую унаследовала и ее младшая дочь Лили. Детство Елизаветы Сергеевны прошло в Москве, в приходе Харитония в Огородниках, а затем в знаменитой шереметевском доме на углу Воздвиженки и Шереметевского переулка. С годами «светские ее успехи в Москве стали заметны. Ею восхищались, искали ее руки…» 2. В 1846 году Елизавета Сергеевна покинула Россию, выйдя замуж за итальянского пианиста, виртуоза и композитора Теодора Делера, который умер в 1856-м отболезни позвоночника, приносившей ему страдания в течение девяти лет их совместной жизни. После смерти мужа она вернулась в Москву и «под влиянием глубокой печали… предалась делам благочестия и благотворения» 3. Воспоминания о ее муже были напечатаны в 1901 году племянником – С. Д. Шереметевым, перу которого принадлежит небольшая книжица «Тетушка Елисавета Сергеевна»: его мать, А. С. Шереметева (1811 – 1849), приходилась старшей сестрой Лили Делер.

Альбом из фонда Делер поначалу был своего рода дорожным. Самая ранняя запись здесь сделана 28 сентября (по европейскому стилю) 1838 года в Брайтоне, что сразу ставит под сомнение принадлежность его Елизавете Сергеевне Шереметевой, которая впервые попала за границу только в 1842 году4.

Судя по оставленным в тетради автографам, маршрут путешественника, каковому она принадлежала, был следующим: Брайтон, Лондон, Париж, в июле 1839 года – Петербург. Через год записи делались в Москве, последняя – в Петербурге в мае 1842-го. Кроме того, в альбом дополнительно вклеены карта с изображением Северной и Южной Америки, помеченная: «5 апреля понедельник 1854-го. С. Петербург]. Рисовал Г[раф] Серг[ей] Шереметев», – и четыре листа со стихами Ф. И. Тютчева 1870 – 1871 годов, также снабженные примечанием: «Переписано князем Николаем Александровичем Долгоруким (из его архива)» 5.

Первой, перед кем открылись страницы альбома, была английская писательница Джейн Портер (Jane Porter; 1776 – 1850), сестра художника Роберта К. Портера (1775 – 1842), приезжавшего в Россию в 1804 году по приглашению императора Александра I и женатого на княгине М. Ф. Щербатовой. Перевод 85-го псалма был записан Дж. Портер 28 сентября 1838 года в Брайтоне## Л.

  1. Ф. Ф. Вигель, Записки, ч. 4, М., 1892, с. 67.[]
  2. С. Д. Шереметев, Тетушка Елисавета Сергеевна, СПб., 1893, с. 12.[]
  3. Б. Б. Алмазов, Баронесса Е. С. Делер, М., 1890, с. 5.[]
  4. С. Д. Шереметев, Тетушка Елисавета Сергеевна, с. 13. См. также письма Е. С. Шереметевой сестре Екатерине Сергеевне 1839 – 1842 годов (РГАЛИ. Ф. 752. Оп. 1. Ед. хр. 604).[]
  5. РГАЛИ. Ф. 752. Оп. 1. Ед. хр. 512. Лл. 1, 3 – 6 (далее, сообщая о записях в альбоме, указываем лишь номер листа). Н. А. Долгорукий (1833 – 1873), действительный статский советник, со стороны матери был внуком А. Я. Булгакова, московского почт-директора и литератора.[]

Цитировать

Давыдова, Е. «Альбом, как жизнь, противоречий смесь…» / Е. Давыдова // Вопросы литературы. - 1999 - №1. - C. 365-372
Копировать