Легкая кавалерия/Выпуск №2, 2021
Артем Скворцов - Родился в 1975 году. Доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник Федерального исследовательского центра «Казанский научный центр Российской академии наук», профессор Казанского (Приволжского) Федерального Университета. Автор более 170 работ, посвящённых преимущественно истории русской поэзии XVIII–XXI веков, в том числе монографий «Игра в современной русской поэзии» (2005), «Самосуд неожиданной зрелости. Творчество Сергея Гандлевского в контексте русской поэтической традиции» (2013) и др. Дипломант премии «Anthologia» (2011) и XV всероссийского конкурса региональной и краеведческой литературы «Малая родина» в номинации «Люди нашего края» (2019), лауреат премий «Эврика» (2008), «Белла» (2016) и «Книга года» (2017). Живёт в Казани.

Артем Скворцов

О «The Beatles», которые были проектом британских спецслужб, и о том, при чем здесь литература

Не так давно мне попалась на глаза большая статья, где излагалась захватывающая теория о том, что «The Beatles» были не чем иным, как проектом британских спецслужб.

Читал я ее на ночь глядя, позволив мозгу отдохнуть, и поскольку день выдался тяжелый, подобные фантазмы подходили в качестве расслабляющего умственного массажа как нельзя лучше.

Поначалу все шло замечательно. Автор фонтанировал идеями одна экстравагантней другой, умелой рукой сюжетослагателя двигал интригу и рассыпал стилистические блестки.

Но в какой-то момент прозвучал первый тревожный звонок. Вдруг стало понятно, что все это всерьез. Статья, мигом перешедшая из жанра альтернативной истории в разряд едва ли не доноса, потеряла для меня львиную долю своего очарования. Окончательное же отрезвление — и одновременно потрясение — я испытал тогда, когда стало ясно, на чем, собственно, зиждется авторская убежденность.

Оказывается, битлы в художественном отношении ничего из себя не представляют.

Дескать, в портовом городе Ливерпуле, колыбели европейской рок-революции, на рубеже 1950–1960-х гитарных группешек было пруд пруди («Мало ли в Бразилии донов Педров!»). Для продвижения британской мягкой силы спецы из МИ-6 почти случайным образом выбрали несколько наиболее шумных молодежных команд и стали вкачивать в них медийный ресурс. И одна из них раскрутилась в Англии настолько, что ею уже легко можно было поразить весь мир. Ну и т. д.

Вот это смелость суждений, подумалось мне. Это что же получается? Хорошо, допустим на минутку, будто гипотеза верна. Тогда Леонард Бернстайн, назвавший тандем Леннона-Маккартни лучшими композиторами-песенниками со времен Шуберта, или Рэй Чарльз, Элла Фицджеральд, Фрэнк Синатра, Джордж Бенсон, Джимми Хендрикс, «The Rolling Stones» и «Deep Purple», исполнявшие битловские хиты еще в 1960–1970-е, а также тысячи тысяч иных рок-, блюз-, джаз- и академических музыкантов, вот уже более полувека перепевающих и переигрывающих на все лады наследие ливерпульской четверки, по логике автора статьи, либо на корню скуплены спецслужбистами, либо находятся в коллективном умопомешательстве, в этакой бесконечно длящейся инфантильной битломании. О сотнях миллионов простых слушателей по всему миру и говорить нечего — психоз чистой воды.

Но главное в другом. Подобную статью можно было написать на голубом глазу только в ситуации, когда автор в самом деле не слышит разницы между «The Beatles» и, например, их ливерпульскими конкурентами «Rory Storm and the Hurricanes». Между симфонией Альфреда Шнитке и саундтреком к «Звездным войнам». Между Владимиром Высоцким и Григорием Лепсом. Между Оркестром Клуба Одиноких Сердец Сержанта Пеппера и оркестром Поля Мориа. То есть только в случае отсутствия музыкального слуха, чутья и вкуса.

Узнаваемый сольный вокал и многоголосие, нетривиальные мелодические линии, сложные аккордовые сетки, уникальные саунд и драйв, стилистические и жанровые новации, революционные решения в области звукозаписи, сила воздействия на музыкальную культуру ХХ века — в общем, все то, что и составляет феномен «The Beatles», попросту не существует для автора того по-своему замечательного конспирологического упражнения.

Были, вроде бы, трюизмы на белом свете. Волга впадала в Каспийское море. Лошади ели овес и сено. «The Beatles» были великими мастерами малой (песенной) музыкальной формы.

Но, оказывается, в области культуры трюизмов уже нет. Оказывается, можно путать все со всем. Можно, оказывается, не замечать очевидного. Все можно. Когда нет внутренних критериев.

А при чем тут литература, спросит читатель? Казалось бы, ни при чем. Если не считать того, что и в этой области есть люди со слухом и без оного. И если слух, вкус и знания у вас имеются, то заниматься различением литературных понятий — не только ваше право, но и ваша обязанность.

И о трюизмах вам тоже придется время от времени напоминать. Очень уж это хрупкая вещь.