Легкая кавалерия/Выпуск №2, 2020
Константин Комаров - Поэт, критик, кандидат филологических наук. Сфера научных интересов — творчество В. Маяковского, поэзия Серебряного века, современная поэзия. Автор ряда статей по проблемам современной литературы, лауреат премии журнала «Урал» за литературную критику (2010).

Константин Комаров

О противоположном верлибру крае Великого Графоманского Княжества — крае так называемой патриотической лирики

Что может быть хуже и омерзительней, чем современный мейнстримный русский верлибр? Правильно: ничего. Но есть явления, способные встать с ним в один ряд. Так, на противоположном верлибру краю Великого Графоманского Княжества давно и комфортно обжилась так называемая патриотическая лирика, чью роль в дискредитации самого понятия «патриотизм» трудно переоценить.

Никакой Америки не открываю. Явление это существует не первый день, литературный интернет забит под завязку лапотными виршами, авторы их увенчаны десятками самодельных премиек и ежедневно — в разных концах столь любимой ими Родины — оглашают свои творения по местным ДК, а в свободное время с параноидальной психотической агрессией (родственной верлибристам) продвигают их всеми возможными способами. Даже главный орган толстожурнального почвенничества — журнал «Наш современник» — демонстрирует прискорбную беспомощность в отношении своего поэтического контента. Если с прозой тут дело обстоит относительно неплохо: есть целый ряд достойных текстов и авторов (например, так называемые новые традиционалисты), то бесконечные поэмы про ржаные колоски читать без слез невозможно.

Соцсети и «Стихира» всегда будут ломиться от русофильских песнопений, с этим надо смириться. Однако просачивание их в журналы, входящие в «Журнальный зал», — дело другое, расстраивающее всерьез.

Возьмем наглядный пример. В номере 9-10 журнала «Дети Ра» за прошлый год наличествует чудесная подборка «автора более сорока книг стихов и переводов», «лауреата международных литературных премий», «члена Исполкома международного сообщества писательских союзов» Людмилы Щипахиной. Подборка эта отличается отчетливо артикулированной гражданской позицией, выраженной, например, так:

Говорят, у нас сегодня — дно…
Лжи и лицемерия стихия.
Но настанет время, все равно
Выплывет омытая Россия.
<….>
Нам ли от невзгод не устоять?
Веря в святость нации, тем паче?
Чудом, но возвысимся опять!…
Может, кто-то думает иначе?

Да боже упаси думать иначе. Но кто же спасет Отечество? Конечно же, поэты. Видимо, такие же «настоящие», как сама Щипахина:

…Такие жизни повороты.
Но, как поэтов ни кляни,
Они в России — патриоты,
Коль настоящие они.
Они не смолкнут, обессилев,
На санкции плевали те!
И, может, лишь они Россию
На горней держат высоте.

Короче, становится понятно, каким именно образом Людмила Щипахина сочинила «более сорока книг». Понятно и то, что закон перехода количества в качество — отнюдь не абсолютен. По крайней мере на область поэзии он распространяется далеко не всегда.

Пойду, что ли, Блока перечитаю — «…и невозможное возможно, дорога долгая легка…». После «святости нации» действует на душу как очистительный душ. Проверено.