Не пропустите новый номер Подписаться
Колонка редакции
Игорь Дуардович - Литературный критик, литературовед, журналист. Работает директором журнала «Вопросы литературы». Сфера интересов: русская литература ХХ и ХХI веков (Юрий Домбровский), современная русская поэзия, критика и психология искусства.

Игорь Дуардович

А нас грызут мыши…

А нас грызут мыши… Что делать, как избавиться от мышей?

Немного самоиронии не помешает, начнем с этого. Однако это не мы сами про себя придумали – про мышей. Так о толстых журналах докладывают президенту, о чем я узнал недавно на одном большом собрании, так скажем, внутрицеховом, посвященном как раз «толстому» вопросу, видимо, особенно больному в свете наступающего года Крысы. Хотя сами китайцы Крысу плохой не считают, это понятно, тут все зависит от человека, как он распоряжается тем, что ему дается. В этом смысле наступление нового года для «Вопросов литературы» должно стать по-настоящему праздничным, не омраченным никакими тревогами, ведь в году уходящем мы сделали для этого очень многое, хотя главные определяющие моменты, конечно, для нас остаются впереди. В общем, самое время подвести итоги и немного рассказать о планах.

2019 год стал годом больших изменений в журнале.

Все это время вы могли оперативно следить за происходящим – через нашу рассылку, через соцсети. Мы оживили одно, запустили другое. Задача была – наладить контакт с реальностью, понять ее потребности и возможности, чтобы журнал начал жить по-новому в новое время, не считая его для себя даже сколько-нибудь враждебным, как будто на другой планете, и активно с ним взаимодействуя.

Вы наблюдали изменения в журнальной политике и в технологиях, которые всегда идут бок о бок и от которых зависит сохранение традиции, неизбежно трансформирующейся. Иначе это мертвая традиция. Новые технологические и содержательные решения не только обеспечивают движение внутри традиции, но также и движение самой традиции вовне, укрепляют ее за счет расширения поля действия.

Традиция – это, собственно, сам журнал, какой он есть, «журнал критики и литературоведения». Все остальное – средство осуществления его идеи, необходимое в своей функциональной продуманности, включая формат, вплоть до тонкостей дизайна, до макета и обложки, с чего год назад и начались наши перемены. Перед дизайнером была поставлена цель – сохранить узнаваемые элементы, но сделать внешний вид журнала зримой заявкой его обновления.

Журнал «Вопросы литературы» уникален не только в российском пространстве своим сочетанием научности и критики, науки и литературы. Эссе – один из наших жанров, и сколько литературной эссеистики (вспомним эссе Юрия Домбровского, которым открывался 1977 год – «Ретлендбэконсоутгемптоншекспир») было напечатано на наших страницах.

Мы всегда стремились быть проводниками литературы («литературоведение – это тоже литература»), возражая тем, кто предпочитает говорить о литературе языком, ей противопоказанным. Мы просим наших авторов писать о сложном просто, не понижая уровня исследовательской мысли. В мире литературоведения «Вопли» давно и прочно занимают свое место. С критикой и «широким читателем» сегодня все сложнее, впрочем, не только у нас. Мы входим в цех «толстых» журналов, которым раз за разом предрекают скорый конец. Иногда мрачные предсказания звучат из нашей собственной среды. Согласно коллективной эпитафии от Андрея Василевского, последним годом должен был стать 2016-й. Слава богу, проехали, но это не значит, что все в порядке. Конечно, предстоят и уже происходят перемены.

Сегодня журнал (любой журнал, а не только «толстяк») не может существовать без дополнительных инициатив и проектов. Журнал – это ядро бренда, который куда масштабнее (пусть только в потенциале), чем кажется и каким он был до сих пор. В итоге путь обновления журнала мы сформулировали для себя так – это путь от просто журнала к мультиформатному медиапроекту. Не убоимся новых слов, не сочтем их модной пустышкой. По этому пути уже пошли некоторые издания, но мы хотели бы расширять свою деятельность, не теряя ничего из прежних достоинств. Борясь за читателя, мы прежде всего имеем в виду нашу целевую филологическую аудиторию, просто видим ее шире, чем это было прежде, и стараясь более настойчиво до нее достучаться.

Так появилась школа писательского мастерства «Пишем на крыше«, которой в декабре исполняется год, а на последней неделе ноября мы отметили окончание ее осеннего сезона, в котором вели семинары и читали лекции Дмитрий Воденников, Михаил Елизаров, Максим Кронгауз, Елена Погорелая и другие известные писатели, филологи и критики. Но даже здесь мы не только вводим новое, но и опираемся на традицию: своя школа при журнале существовала еще в 1980-х, точнее, семинар критики Лазаря Лазарева, бывшего главного редактора, а в то время заместителя. Так что мы продолжили его дело.

В 2019 году мы запустили экспериментальную интернет-рубрику «Легкая кавалерия«, задача которой – давать быстрое представление об актуальном моменте литературы. В каждом выпуске 12 критиков, которые говорят о книгах, премиях, публикациях, делятся своим видением мира, иногда полемизируют, в том числе между собой – а почему нет? «Кавалерия», как и было в замысле, стала острой, резонансной – она заставляет задумываться о том, что такое настоящая критика, как ей развиваться дальше, какой она должна быть сегодня. Вехой этого проекта, как мы планируем, станет книга, где будут собраны все выпуски года.

Только что начали выходить образовательные подкасты журнала, над названием которых не пришлось долго думать. «ВопЛи» – это короткие беседы с писателями и филологами о классике и современности. А в будущем году из аудионовшеств также появится и аудиоприложение к журналу – одна-две самые заметные статьи, которые вы сможете не только читать, но и слушать. Наконец, с января на «Ridero» мы станем проводить бесплатные вебинары по современной литературе и литпроцессу – следите за новостями.

Мы начали с обложки и макета журнала, но без нового сайта, действительно современного, со всеми необходимыми функциями и продуманной визуальной составляющей, наше обновление было бы неполным. Этот сайт по старому адресу www.voplit.ru будет запущен к концу декабря. Постепенно на сайте появится и станет доступным – частично по подписке (как на «Bookmate»), частично бесплатно (какая-то часть контента обязательно будет открытой) – и весь архив журнала за 63 года. При создании сайта мы опирались не только на опыт популярных российских медиа, связанных с литературой и культурой, но и на опыт западных коллег, в первую очередь на сайты для научных изданий, достойных аналогов которым у нас в стране, как оказалось, нет.

В будущем году социокультурная активность журнала должна стать еще разнообразнее, включая особые, социально значимые проекты (совместно с «Книжныйгид.org»). Эти проекты будут ориентированы на определенные кризисные социальные группы – чтение и разговор о литературе как терапия.

Мы также планируем возрождение издательства «Вопросов литературы», начав с книги, составленной из лучших материалов рубрики «Литературное сегодня«. Наконец и эта давняя идея Елены Погорелой, редактора рубрики, осуществится.

Хочу напомнить и о программе льготной подписки, которая теперь будет включать в себя не только бумажную, но и электронную версию, – в комплекте. И снова – следите за новостями, – потому что на № 1, 2020 можно будет подписаться только до 31 декабря.

В общем, мы верим в нашу «Крышу», которую видим каждый раз, проходя по Большой Бронной или Тверскому бульвару или выходя из метро там, где «Известия».

Игорь Дуардович,
директор «Вопросов литературы»

Нашли ошибку?

Сообщение об ошибке