№1, 2009/Филология в лицах

Дёрдь Лукач о Кафке. Перевод с венгерского Ю. Гусева

 

У Лукача нет ни одной статьи, которая была бы посвящена специально Францу Кафке; тем не менее этот пражский немецкий писатель всегда находился в центре его эстетических исследований. Поэтому вопрос следует рассматривать в широком контексте эстетических и идеологических трудов Лукача. Координаты же такого анализа подсказываются нам размышлениями Лукача об авангарде в контексте его философии истории. В наиболее концентрированном виде эти размышления содержатся в работах, включенных в книгу «Против неверно понятого реализма»1; имеются в виду прежде всего три его работы: «Мировоззренческие основы авангардизма» («Die weltanschaulichen Grundlagen des Avantgardeismus»), «Франц Кафка или Томас Манн?» («Franz Kafka oder Thomas Mann?»), «Критический реализм в социалистическом обществе» («Der kritische Realismus in der socialistischen Gesellschaft»).

Читателя не должно смущать то обстоятельство, что к этим вопросам Лукач обратился относительно поздно, в 1955–1956 годах; нет ничего странного и в том, что темы, на первый взгляд различные, объединены в одной книге. Ведь книга эта подводит итоги нескольких десятилетий аналитических размышлений, представляет собой результат долгих исследований, который многое освещает и в «ретроспективе», в предыдущей деятельности выдающегося эстетика-марксиста.

Как известно, понятие «реализм» постоянно стояло в центре эстетики Лукача. В 1910-х годах, в Гейдельберге, ученый находился под влиянием немецкой идеалистической эстетики; в 20-х годах, после радикального поворота к марксизму (1918–1919 годы) он написал относительно мало литературоведческих работ, посвятив себя журналистской по сути партийно-политической деятельности, а также разработке философских вопросов; итогом стал выдающийся труд «История и классовое сознание» («Geschichte und KlassenbewuЊtsein», 1923), в котором Лукач дал глубокий марксистский анализ историко-философской проблематики. Указанный труд относится ко времени венской эмиграции. После недолгого, изобилующего конфликтами периода партийной работы в конце 20-х годов и краткого пребывания в Берлине Лукач, оставаясь до 1945 года эмигрантом в СССР, отошел от политической деятельности в относительно спокойную область философских и литературоведческих исследований; правда, интенсивная политизация советской духовной жизни не очень-то способствовала углубленной научно-исследовательской работе. Будучи сотрудником Института философии Академии наук СССР, Лукач занялся изучением творчества Гегеля (монография2 на эту тему была подготовлена в 1937 году); затем его интересы сосредоточились на вопросах формирования марксистской эстетики, и самым значительным итогом этого процесса стала его теория романа. Рукопись труда «Исторический роман» публиковалась частями на страницах журнала «Литературный критик» (в то время как книга о Гегеле смогла увидеть свет только после войны и за рубежом).

В «Литературном критике» появлялись работы Лукача о литературе, его статьи, в которых он резко полемизировал с «восставшими из пепла» рапповцами и представителями так называемой «пролетарской литературы». В 1941 году журнал по решению свыше был закрыт; в этом же году Лукач несколько месяцев провел в тюрьме НКВД3. Но и прежде, с середины 30-х, он вел ожесточенную борьбу против догматизма, схематизма и формализма, получавших все большее распространение в советской литературе. В ходе дискуссии 1937–1938 годов появилась его знаменитая статья, которую он опубликовал под заголовком «Es geht um den Realismus» («Речь идет о реализме»). Написанные в этот период работы становятся средоточием его полемики против авангардизма. Здесь он впервые касается тех проблем, которые двадцать лет спустя раскрывает как «теоретический экстракт» в упомянутой выше «трилогии», объединенной в особый том. Здесь впервые занимает центральное место Франц Кафка, который, как можно подозревать, все время сопровождал его духовную эволюцию в качестве своего рода facteur latens. (Во всяком случае, это можно с уверенностью сказать о периоде после 1945 года: ведь достойное место в литературоведческой мысли Кафка, как известно, занял лишь после Второй мировой войны.)

Ведущая сюда дорога, «широкая дорога реализма», прокладывалась, таким образом, в обстановке острой полемики. Исходным моментом в аргументации противников стал тезис Маркса (из «Немецкой идеологии»), согласно которому капитализм враждебен определенным видам духовной продукции: например, поэзии и искусству. Отсюда прямо следовало, что в ходе общественного прогресса, и особенно с развитием социализма, искусство будет расцветать, а двигателем этого процесса будет самое прогрессивное мировоззрение, то есть марксизм. Сходная тенденция содержалась в системе взглядов (представленной главным образом Михаилом Лифшицем), опирающейся на Гегеля: суть ее заключалась в том, что духовная, творческая деятельность в современную эпоху находится в состоянии деградации; исходным пунктом этой концепции было положение о неповторимости греческого эпоса в современную эпоху. По Гегелю, усиливающееся «возвращение» в духовную сферу «мирового духа» (Weltgeist) благоприятствует понятийному восприятию бытия. Здесь кроются и корни амбивалентного отношения Лукача к гегелевской и марксовой теориям. Опираясь на произведения так называемого «большого реализма», а также на позитивные образцы так называемого «критического реализма», Лукач, с одной стороны, не соглашался с «теорией упадка», с другой — в борьбе с набирающими силу антиреалистическими течениями все же молчаливо признавал правоту этой теории. Так ведущим принципом его творческой деятельности стала борьба за реализм и против антиреализма.

Противники этого направления, к которым, среди прочих, относились Ермилов, Кирпотин, Альтман, Вильям-Вильмонт, в 1939–1940 годы предприняли ожесточенное наступление на школу Лукача-Лифшица.

  1. Lukаcs Georg. Wider den miЊverstandenen Realismus. Hamburg, 1958. Венгерское издание: Lukаcs Gynrgy. A Kritikai realizmus jelentpsеge ma. Bp., 1985.[]
  2. Lukаcs Georg. Der junge Hegel –tber die Beziehungen von Dialektik und Okonomie. Ztrich und Wien, 1948. Венгерское издание: Lukаcs Gynrgy. A fiatal Hegel. Bp., 1976.[]
  3. Беседы на Лубянке. Следственное дело Дёрдя Лукача. М., 1999. Венгерское издание: Vallatаs a Lubjankаn – Lukаcs Gynrgy vizsgаlati tgyiratai–Еletrajzi dokumentumok. Bp., 2002.[]

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №1, 2009

Цитировать

Иллеш, Л. Дёрдь Лукач о Кафке. Перевод с венгерского Ю. Гусева / Л. Иллеш // Вопросы литературы. - 2009 - №1. - C. 78-87
Копировать