Казус Лукача
Дёрдь Лукач (в западном мире его чаще называют Георг) (1885–1971) особого представления не требует. Всемирно известный мыслитель, критик, литературовед, один из столпов марксистской философии, марксистской эстетики, неутомимый борец с идеалистической, иррациональной философией, которая, как он был убежден, стала одним из главных источников агрессивно-антигуманистических веяний в общественной мысли, приведших, в частности, к фашизму. И в то же время — вечный диссидент, кость в горле для коммунистической идеологии, по этой причине пользовавшийся довольно прочной симпатией в западном мире. Одни считают его смелым искателем, всегда идущим в авангарде научной философской мысли, другие — большим путаником, так и не нашедшим своего места в науке, часто норовившим — из самых благих побуждений — усидеть меж двух стульев, соорудить из несоединимого некую деревянную железку.
После того как авторитет марксизма — вместе с созданной на базе марксистской идеологии общественной системой — стремительно рухнул, имя Лукача и его труды на какое-то время оказались в тени. Казалось, потрудившись шесть или семь десятилетий на ниве философии и эстетики, он так и не оставил людям конструктивных идей — если не считать таковой теорию «большого реализма», с которой поколения литературоведов не знали, что делать, а потому благополучно забыли. Но в последнее время интерес к Лукачу явно возрождается.
Этому есть ряд причин.
Например, особенности его творческого (да и жизненного) пути. Примкнув в конце 1918 года к коммунистам, придя к выводу об истинности и плодотворности марксизма, Лукач на протяжении всей жизни честно шел по этому пути. Ради марксистской доктрины он решительно порвал с идеалистическими увлечениями своей молодости. Правда, сейчас очень многие признают тот факт, что молодой Лукач — как философ, эстетик, критик — был и глубже, и содержательнее, чем Лукач зрелого, то есть марксистского периода. За десять — пятнадцать лет, пока он был далек от марксизма, Лукач успел написать немало ценного, что и сейчас, почти сто лет спустя, вызывает живой интерес философов и литературоведов. В данной подборке проиллюстрировать этот факт должны две близкие по теме, но разные по подходам и по стилю (автор одной из них — философ, автор другой — историк литературы) статьи, которые анализируют взгляды Лукача на творчество Достоевского. Нам кажется, уже на подступах к изучению Достоевского, в набросках к книге, в которой он собирался размышлять о русском писателе, в суждениях, высказанных о нем по разным поводам, Лукач успел увидеть в Достоевском много такого, чего не видели подчас и специалисты-достоевсковеды.
Но и в те годы, когда Лукач стал марксистом, он отличался от многих и многих марксистов тем, что не был догматиком (во всяком случае, кроме некоторого недолгого неофитского периода).
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.
Статья в PDF
Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №1, 2009