№1, 2009/Филология в лицах

Казус Лукача

 

Дёрдь Лукач (в западном мире его чаще называют Георг) (1885–1971) особого представления не требует. Всемирно известный мыслитель, критик, литературовед, один из столпов марксистской философии, марксистской эстетики, неутомимый борец с идеалистической, иррациональной философией, которая, как он был убежден, стала одним из главных источников агрессивно-антигуманистических веяний в общественной мысли, приведших, в частности, к фашизму. И в то же время — вечный диссидент, кость в горле для коммунистической идеологии, по этой причине пользовавшийся довольно прочной симпатией в западном мире. Одни считают его смелым искателем, всегда идущим в авангарде научной философской мысли, другие — большим путаником, так и не нашедшим своего места в науке, часто норовившим — из самых благих побуждений — усидеть меж двух стульев, соорудить из несоединимого некую деревянную железку.

После того как авторитет марксизма — вместе с созданной на базе марксистской идеологии общественной системой — стремительно рухнул, имя Лукача и его труды на какое-то время оказались в тени. Казалось, потрудившись шесть или семь десятилетий на ниве философии и эстетики, он так и не оставил людям конструктивных идей — если не считать таковой теорию «большого реализма», с которой поколения литературоведов не знали, что делать, а потому благополучно забыли. Но в последнее время интерес к Лукачу явно возрождается.

Этому есть ряд причин.

Например, особенности его творческого (да и жизненного) пути. Примкнув в конце 1918 года к коммунистам, придя к выводу об истинности и плодотворности марксизма, Лукач на протяжении всей жизни честно шел по этому пути. Ради марксистской доктрины он решительно порвал с идеалистическими увлечениями своей молодости. Правда, сейчас очень многие признают тот факт, что молодой Лукач — как философ, эстетик, критик — был и глубже, и содержательнее, чем Лукач зрелого, то есть марксистского периода. За десять — пятнадцать лет, пока он был далек от марксизма, Лукач успел написать немало ценного, что и сейчас, почти сто лет спустя, вызывает живой интерес философов и литературоведов. В данной подборке проиллюстрировать этот факт должны две близкие по теме, но разные по подходам и по стилю (автор одной из них — философ, автор другой — историк литературы) статьи, которые анализируют взгляды Лукача на творчество Достоевского. Нам кажется, уже на подступах к изучению Достоевского, в набросках к книге, в которой он собирался размышлять о русском писателе, в суждениях, высказанных о нем по разным поводам, Лукач успел увидеть в Достоевском много такого, чего не видели подчас и специалисты-достоевсковеды.

Но и в те годы, когда Лукач стал марксистом, он отличался от многих и многих марксистов тем, что не был догматиком (во всяком случае, кроме некоторого недолгого неофитского периода).

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №1, 2009

Цитировать

Гусев, Ю.П. Казус Лукача / Ю.П. Гусев // Вопросы литературы. - 2009 - №1. - C. 5-8
Копировать