Архив Лукача
Среди научных учреждений и самостоятельных центров документации, входящих в систему Венгерской Академии наук, одним из самых заметных и самых известных является Архив Лукача. Располагается он по адресу: Будапешт, Белградская набережная, 2; здесь находилась квартира Дёрдя Лукача, где он жил с осени 1945 года после возвращения из Москвы, из долгой советской эмиграции, до самой кончины. Здесь в 1971 году был учрежден Архив, носящий его имя и объединяющий библиотеку и научно-исследовательский центр. Архив Лукача широко известен за пределами Венгрии, его активно посещают иностранные ученые. В то же время бывшая квартира сохраняет прежний вид и обстановку, получив статус музея-квартиры Лукача. Здесь находится знаменитый кабинет, в котором было создано столько книг, состоялось столько судьбоносных разговоров и который еще в 60-х годах был увековечен на множестве фотографий и фильмов. Вплоть до смены режима в 1990 году Архив Лукача относился к Институту философии ВАН, затем, в течение полутора десятилетий, — к библиотеке ВАН, в 2006 году его вернули Институту философии. Почти сорокалетняя история Архива сама рано или поздно должна стать, вероятно, предметом изучения — особенно если рассматривать его деятельность, проводимые им научные мероприятия, его печатные издания в контексте международного изучения научного и творческого наследия Лукача и в зеркале венгерской духовной жизни минувшего периода. Однако сейчас мы ограничимся кратким рассказом об Архиве.
С точки зрения структуры и характера деятельности Архив Лукача во многом похож на Архив Хайдеггера и Архив Блоха в Германии; в Европе и мире можно найти много и других родственных учреждений. Первоочередная задача его заключается в том, чтобы собирать, хранить, обрабатывать, систематизировать и предоставлять для изучения духовное наследие Дёрдя Лукача, его переписку, библиотеку, рукописные и печатные тексты его произведений, все его публикации.
Огромный рукописный материал, собранный во многих сотнях досье и отраженный в каталоге, состоит из нескольких разделов. Собственные произведения Лукача представлены здесь книгами, статьями и заметками, в рукописном и машинописном виде, относящимися к периоду до 1917 года и после 1945 года. Говоря об этой, исключительно богатой части наследия (здесь почти тысяча единиц хранения), следует прежде всего упомянуть рукописи из чемодана, с 1917 по 1971 год лежавшего в сейфе Гейдельбергского банка; среди этих материалов немецкий текст «Гейдельбергской философии искусства и эстетики», а также большое количество писем того периода.
От 1920-1930-х годов сохранились, хотя и с лакунами, разные заметки и записи Лукача, сделанные им в Вене, Берлине, Москве при подготовке книг о Гегеле и Гете. Что же касается книг и статей после 1945 года, то здесь в распоряжении исследователей не только все рукописи, но и многие исправленные позже экземпляры, по которым можно проследить, как формировался окончательный немецкий текст произведений, таких, например, как «Своеобразие эстетического» (по-венгерски вышло в 1965 году) или «Онтология общественного бытия» (по-венгерски издано в 1976 году).
Исключительно ценная часть рукописного наследия — переписка Лукача (14-15 тысяч писем). Из документов до 1917 года следует упомянуть переписку с Лео Поппером, Паулем Эрнстом, Эрнстом Блохом, Эмилем Ласком и Максом Вебером; репрезентативные подборки писем этого периода публиковались не только на венгерском (1981), но и на английском (1986), немецком (1982) и французском (1982) языках. Что касается периода после 1945 года, тут можно сослаться хотя бы на письма, которые отражают многолетние отношения с Томасом и Генрихом Маннами, Генрихом Бёллем, Эрихом Фроммом, Максом Хоркхаймером, Жан-Полем Сартром, Юргеном Хабермасом, Кароем Полани, Арнольдом Хаузером, Карлом Мангеймом, Эрнстом Фишером, Михаилом Лифшицем, Люсьеном Гольдманом, Адамом Шаффом, а также с деятелями международной и венгерской политики 50-70-х годов. Этот богатый материал весьма выразительно показывает непростое положение ученого в мировой и венгерской духовной жизни, его все более заметную роль в стимулировании так называемого «ренессанса марксизма» и в попытках реформирования государственного социализма, а также, не в последнюю очередь, в борьбе за творческую свободу, и собственную, и других. К 2008 году был подготовлен электронный каталог писем;
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.
Статья в PDF
Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №1, 2009