События

Слово прощания с Юрием Владимировичем Манном

Ученый умер 4 февраля 2022

В последнее время мы привыкли к печальным новостям, но эта отзывается с особенной остротой: умер Юрий Владимирович Манн. Для нас в журнале «Вопросы литературы» это значит, что ушел последний из наших патриархов — многолетний член редколлегии журнала и старейший его автор. Мы всегда могли посоветоваться с Юрием Владимировичем — и не только по темам его прямой специализации. До последних лет он хотел знать, что происходит в журнале, подсказать, расширить диапазон, в котором слышно наше слово, и диапазон того, на что отзывается журнал. Неоднократно Юрий Владимирович подсказывал: шире откликайтесь на то, что происходит в российской литературной среде, рецензируйте университетские издания. Мы старались прислушиваться к этому совету, во многом вслед ему появилась рубрика «Литературная карта». 

Уходит эпоха. Впрочем, Юрий Владимирович принадлежит к тем, кто пережил ее, а внутри нее, если иметь в виду советский идеологический контекст, по крайней мере не принадлежал ему, а еще точнее — противостоял всем смыслом своей деятельности и своей личности. Он был с теми, о ком писал, — с русской классической традицией. А нам остается осмыслять сделанное этим удивительно светлым человеком. И мы будем это делать, если же говорить практически, то делаем: в последнем номере 2021 года появилась рецензия на очередной том полного собрания сочинений Гоголя (содержащего второй том «Мертвых душ»), задуманного и выходящего под руководством Юрия Владимировича Манна.

Игорь Шайтанов

С разрешения коллег из ИМЛИ, входящих в группу по изданию Полного собрания сочинений Гоголя, мы воспроизводим их прощальное слово.

НЕКРОЛОГ

ЮРИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ МАНН (9 июня 1929 – 4 ФЕВРАЛЯ 2022)

Сегодня на заре от нас ушел тот, чье присутствие в нашей жизни — жизни группы по изданию «академического Гоголя», в жизни Отдела русской классической литературы, в жизни Института мировой литературы — мы считали совершенно естественным. И, может быть, только с его уходом осознали, что с ним от нас ушла целая эпоха. Эпоха великих филологов, одним из последних представителей которой он был. 

Впрочем, будем справедливы: имя ЮРИЙ МАНН уже давно стало синонимом филологии высочайшей пробы, открытий, совершающихся не с эпатажем, не на публику — но в тишине кабинета. Так что эти открытия есть ныне естественная составляющая нашего знания о русской литературе и писателях, эту литературу населявших. Всматриваясь только ему свойственным взором в русскую литературу, открывая ее удивительные закономерности, Ю. В. Манн создал особый инструментарий для ее изучения и индивидуальный язык ее описания. «Романтические оппозиции», «структура романтического конфликта», «романтическая двуплановость», «диалогический конфликт», «миражная интрига» — все эти художественные понятия (как средство проникновения в сложнейшую художественную ткань поэзии и прозы 1820–1830-х годов) были раскрыты Ю. В. Манном в книгах, которые давно вошли в золотой фонд русской литературной критики: «О гротеске в литературе» (1966), «Поэтика русского романтизма» (1976), «Русская философская эстетика» (1969, 1998), «Диалектика художественного образа» (1987), «Динамика русского романтизма» (1995), «Русская литература XIX века. Эпоха Романтизма» (2001), «Тургенев и другие» (2008), «Сквозь форму к смыслу: самоотчет» (2015), «История русской литературы первой трети XIX века: учебник для академического бакалавриата» (2016), «Карпо Соленик: «Решительно комический талант»» (2018).

Отдельная тема профессиональной и, по-видимому, просто человеческой судьбы Ю. В. Манна — Н. В. Гоголь, одна из сложнейших фигур отечественной и мировой литературы. Глубина проникновения в гоголевский мир, человеческий и художественный, тонкость прочтения, заставляющая на многое взглянуть с неожиданной точки зрения, и вместе с тем приверженность к научной точности — все это те черты, что отличают гоголеведческие штудии Ю. В. Манна, его многочисленные труды: «Поэтика Гоголя» (1978, 2-е изд. 1988, 1996), «В поисках живой души: «Мертвые души». Писатель — критика — читатель» (1984, 2-е изд. 1987), «Сквозь видный миру смех… Жизнь Н. В. Гоголя» (1994), «Гоголь. Книга первая. Начало: 1809–1835» (1994, 2-е изд. 2012), «Гоголь. Книга вторая. На вершине: 1835–1845» (1994, 2-е изд. 2012), «Постигая Гоголя» (2005), «Творчество Гоголя. Смысл и форма» (2007), «Н. В. Гоголь. Судьба и творчество» (2009), «Гоголь. Труды и дни: 1809–1845» (2004), «Гоголь. Завершение пути: 1845–1852» (2009, 2-е изд. 2013), «Гнезда русской культуры: кружок и семья» (2016), «Н. В. Гоголь: тайны биографии и тайны творчества» (2019).

И совершенно особое место среди этих работ занимают исследования, обращенные к детским душам и умам, такие как уникальная «Смелость изобретения» (1975, 2-е изд. 1979, 3-е изд. 1985), «В кружке Станкевича» (1983), «Семья Аксаковых» (1992), входящие в число лучших сочинений, выпущенных издательством «Детская литература» в труднейшем жанре школьного литературоведения, на которых возросло не одно поколение будущих филологов и не только филологов. 

По инициативе Ю. В. Манна была создана в начале 1990-х годов и группа по подготовке академического Полного собрания сочинений и писем Н. В. Гоголя, главным редактором которого он был многие годы, взяв на себя миссию еще и ответственного редактора наиболее сложных для издания и комментария томов — тома 4 («Ревизор») и тома 7 («Мертвые души», часть 1). 

Предельная ясность, художественная стройность — это то, что всегда отличало филологическую манеру Ю. В. Манна, чье имя включено в книгу «Две тысячи выдающихся ученых ХХ столетия», изданную Международным биографическим центром в Кембридже (Англия).

Последние годы, после потери глубоко любимой жены, Ю. В. Манн обратился к биографическому жанру (книга «Память-счастье, как и память-боль… Воспоминания, документы, письма», 2011, 2-е изд. 2014). И тогда читателям и почитателям всего того, что написал доктор филологических наук, заслуженный профессор, академик Российской академии естественных наук, лауреат премии им. А. М. Шанявского (2008) и премии им. Н. В. Гоголя в Италии (2009), стали известны и другие этапы его человеческой биографии. Детство, пришедшееся на военные годы, четырехлетняя жизнь в столице военного времени, постоянное недоедание, тревога за здоровье матери, работавшей с огромным напряжением (машинистка-стенографистка в Управлении Московско-рязанской железной дороги, затем в Министерстве танковой промышленности), походы в бомбоубежище. Став свидетелем объявления о начале войны, он станет свидетелем и ее завершения, и победы, увидев, как через Москву будет двигаться колонна немецких военнопленных.

Затем последуют годы учения в Московском государственном университете, где на одну скамью он сядет с Сергеем Георгиевичем Бочаровым, еще одним замечательным филологом, которого мы недавно потеряли, и с которым его свяжут и дружба, и — в дальнейшем, при всей их разности — профессиональные интересы, и в частности интерес к Гоголю.

Книга «Память-счастье, как и память-боль…» с ее обилием сюжетов, отразивших сложное вхождение Ю. В. Манна в науку, стала гигантской фреской, удерживающей в памяти многие уже ныне забытые эпизоды советского и постсоветского времени.

С начала 1990-х годов Ю. В. Манн стал профессором Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ) и тем самым — одним из наиболее ценимых студентами преподавателей, к словам которого грешно было не прислушиваться. Но при этом он не переставал быть и сотрудником нашего Института (ИМЛИ им. А. М. Горького), чье руководство Полным собранием сочинений и писем Н. В. Гоголя заключалось не в том, что он руководил, а в том, что одним своим присутствием делал невозможным работать поверхностно.

Название последней книги Ю. В. Манна «Из ХХ века в век XXI» (2020) звучит одновременно как завещание и как прозрение. Мы счастливы, что были его младшими коллегами и современниками, и глубоко скорбим, оплакивая потерю этого светлого, мудрого и очень скромного человека.

И. А. Зайцева, Е. Е. Дмитриева