Публикация во французском журнале Slavica Occitania
Один из ближайших выпусков журнала Slavica Occitania будет посвящен памяти форм авангарда в современном восточно-европейском художественном и литературном творчестве. Он вписывается в более обширный научный коллективный проект Университета Бордо-Монтень под названием «Множественная память русского и восточно-европейского миров». Один из аспектов исследований затрагивает художественную память. Его целью является анализ памяти художественных языков и форм, поскольку данный вопрос одновременно отражает особый тип отношения к художественной традиции, и образует своеобразную художественную идентичность.
Задача публикации – изучить наследие авангардов 1910-1930-х гг. в современном творчестве России и других восточно-европейских стран в области поэзии, литературы, пластических изобразительных и неизобразительных искусств.
Явление, называемое по-французски modernité начала ХХ-го века характеризуется тем, что ставится под вопрос отношение современного искусства к художественной традиции, художественному наследию, которое то принимается, то отвергается, или же подвергается иронии, пародии. Мы предлагаем проанализировать с точки зрения как теории, так и практики не только часто изучаемый в последние десятилетия феномен интертекстуальности, но и более новое для науки поле памяти художественных языков и художественных форм. По сути, поэтическое творчество является, осознанно или нет, памятью стиха; поэтический процесс соединяет коллективную память поэтического языка и личный, обновляющийся в каждом новом стихотворении, опыт поэтического слова. С этой точки зрения, задача переводчика также осмысливается как работа с памятью стиха в каждом литературном поле как оригинала, так и родного языка.
Первый авангард также характеризовался рефлексивностью искусства. Ставилась под вопрос природа поэтического слова, и вообще всякого художественного языка, также как и отношение между автором, самим процессом творчества, и окружающим миром, в поисках новых художественных форм. Данная публикация ставит своей целью изучить, каким образом так называемый второй авангард 1970-х гг. взял на себя те же эстетические и этические задачи, что и первый. Мы помним, что московский концептуализм принципиально противоречит провозглашаемому официальной советской культурой запрету «формализма». А в постсоветские 1990-е гг. художественное искусство частично самоопределяется как пост-концептуалистское, тем самим утверждая сознание собственной преемственности по отношению ко второму авангарду. Как же интерпретировать данное двойное наследие в нынешнюю эпоху, оглядываясь на советский период? Как отследить отпечаток первого и второго авангарда в современном искусстве?
Начиная с 90-х гг. современные художники постоянно ссылаются на художественные формы прошлого, утверждая желание или порвать с прошлым, или, наоборот, восстановить связь с ним. Художники и писатели задумываются над историей, ищут собственное место по отношению к новизне и радикальности формальных открытий авангардов. В данной публикации будут анализироваться конкретные примеры отказа или принятия художественных форм прошлого, с учетом общего отношения современного искусства к собственной истории. К вопросу памяти мы будем обращаться, отталкиваясь от двух исторических этапов : во-первых, речь будет идти о вспоминающих так называемый серебряный век и первый авангард писателях и художниках подполья 70- х и 80-х гг., во-вторых, о современных писателях и художниках новой эры post — постсоветской, постмодернистской, которые одновременно поддерживают связь с подпольной культурой и вступают в диалог с художественными окрытиями начала ХХ-го века.
***
Для участия в сборнике просьба до 28 февраля 2021 г. выслать тезисы статьи на электронный адрес Florence.Corrado@u-bordeaux-montaigne.fr
Тексты статей для публикации в журнале Slavica Occitania необходимо будет прислать на тот же электронный адрес до 15 октября 2021 г.