Новости

Память форм авангарда в современном восточно-европейском художественном и литературном творчестве

01.02.2021

Публикация во французском журнале Slavica Occitania  

Один из ближайших выпусков журнала Slavica Occitania будет посвящен памяти  форм авангарда в современном восточно-европейском художественном и литературном  творчестве. Он вписывается в более обширный научный коллективный проект  Университета Бордо-Монтень под названием «Множественная память русского и  восточно-европейского миров». Один из аспектов исследований затрагивает  художественную память. Его целью является анализ памяти художественных языков и  форм, поскольку данный вопрос одновременно отражает особый тип отношения к  художественной традиции, и образует своеобразную художественную идентичность. 

Задача публикации – изучить наследие авангардов 1910-1930-х гг. в современном  творчестве России и других восточно-европейских стран в области поэзии, литературы,  пластических изобразительных и неизобразительных искусств. 

Явление, называемое по-французски modernité начала ХХ-го века характеризуется  тем, что ставится под вопрос отношение современного искусства к художественной  традиции, художественному наследию, которое то принимается, то отвергается, или же  подвергается иронии, пародии. Мы предлагаем проанализировать с точки зрения как  теории, так и практики не только часто изучаемый в последние десятилетия феномен  интертекстуальности, но и более новое для науки поле памяти художественных языков и  художественных форм. По сути, поэтическое творчество является, осознанно или нет,  памятью стиха; поэтический процесс соединяет коллективную память поэтического языка  и личный, обновляющийся в каждом новом стихотворении, опыт поэтического слова. С  этой точки зрения, задача переводчика также осмысливается как работа с памятью стиха  в каждом литературном поле как оригинала, так и родного языка. 

Первый авангард также характеризовался рефлексивностью искусства. Ставилась  под вопрос природа поэтического слова, и вообще всякого художественного языка, также  как и отношение между автором, самим процессом творчества, и окружающим миром, в  поисках новых художественных форм. Данная публикация ставит своей целью изучить,  каким образом так называемый второй авангард 1970-х гг. взял на себя те же  эстетические и этические задачи, что и первый. Мы помним, что московский  концептуализм принципиально противоречит провозглашаемому официальной  советской культурой запрету «формализма». А в постсоветские 1990-е гг. художественное  искусство частично самоопределяется как пост-концептуалистское, тем самим утверждая  сознание собственной преемственности по отношению ко второму авангарду. Как же  интерпретировать данное двойное наследие в нынешнюю эпоху, оглядываясь на  советский период? Как отследить отпечаток первого и второго авангарда в современном  искусстве? 

Начиная с 90-х гг. современные художники постоянно ссылаются на  художественные формы прошлого, утверждая желание или порвать с прошлым, или,  наоборот, восстановить связь с ним. Художники и писатели задумываются над историей,  ищут собственное место по отношению к новизне и радикальности формальных открытий  авангардов. В данной публикации будут анализироваться конкретные примеры отказа  или принятия художественных форм прошлого, с учетом общего отношения  современного искусства к собственной истории. К вопросу памяти мы будем обращаться,  отталкиваясь от двух исторических этапов : во-первых, речь будет идти о вспоминающих  так называемый серебряный век и первый авангард писателях и художниках подполья 70- х и 80-х гг., во-вторых, о современных писателях и художниках новой эры post — постсоветской, постмодернистской, которые одновременно поддерживают связь с  подпольной культурой и вступают в диалог с художественными окрытиями начала ХХ-го  века. 

*** 

Для участия в сборнике просьба до 28 февраля 2021 г. выслать тезисы статьи на  электронный адрес Florence.Corrado@u-bordeaux-montaigne.fr 

Тексты статей для публикации в журнале Slavica Occitania необходимо будет  прислать на тот же электронный адрес до 15 октября 2021 г.