Выпуск №5, 2020

Олег Кудрин

О «Редакции Елены Шубиной» — ответ Роману Сенчину

Забавные бывают совпадения. На один день выпал крайний срок сдачи двух критических текстов — небольших, но все же… Так что, отписав в «Textur’у» о Романе Сенчине как прозаике десятилетия и аргументировав это (хотелось бы верить, что убедительно), вступаю с ним в полемику в «Легкой кавалерии». И здесь приходится резко менять регистр, потому что итоги — итогами, проза — прозой, а полемика — врозь.

Прежде всего — спасибо автору за вступление в дискуссию1. Значит, все же есть в поднятой мною теме нечто, раз хочется ответить. Попутно замечу, что не одному Сенчину. Моя весенняя публикация о «гарантированных классиках Редакции Елены Шубиной» 2 стала поводом для продуктивной дискуссии двух гендиректоров — ИД «Время» Бориса Пастернака и «Большой книги» Георгия Урушадзе3.

Да и соседи по «Легкой кавалерии» на этой площадке не раз отмечались. Кто лихо, на скаку, как Сергей Морозов, называвший РЕШ единственным «издательством, работающим в суперэлитном редакторском режиме» или даже «нарождающимся аналогом Гослитиздата»: «У нас ведь всегда должно быть нечто образцовое <…> Витрина. Лицо страны» 4. Алексей Варламов, рассуждая о подупавшей роли толстых журналов, говорит внешне академично, но по сути не менее остро: «Сегодня правые и левые несут свои книги мимо «толстяков» прямехонько в «Редакцию Елены Шубиной», и она решает, кого издавать, а кого нет, исходя явно не из политической конъюнктуры» 5. Согласитесь, описанная картина мало чем отличается от «нарождающегося Гослитиздата».

Но это еще что!.. Вот последняя «Легкая кавалерия» (№4, 2020). Андрей Тимофеев, рассматривая «новую критику» (сетевые публикации, вплоть до FB), начинает ее описание так: «»Новая критика» это и «борьба с официозом» (по выражению критика Олега Демидова), то есть с издательской группой «ЭКСМО-АСТ» вообще и с «Редакцией Елены Шубиной» в частности» 6. Вновь «официоз», читай Гослитиздат, но уже как просто констатация. И в конце, для закрепления, Тимофеев еще раз упоминает «эффективное осмеяние авторов РЕШ» как основное приложение сил «новой критики».

Вот те раз! Впору нажимать Ctrl+А и Delete… Получается, тема не только созрела, но перезрела, стала банальностью. Поэтому и на таком фоне ответ Сенчина на мою публикацию кажется присланным из какой-то другой параллельной реальности… Да и просто неточным, причем с самого зачина. Поскольку «Не хочется превращать «Легкую кавалерию» в поле для баталий» 1 звучит примерно так же убедительно, как «Парламент — не место для дискуссий».

Далее автор признает, что «ведущее издательство — это, вне всякого сомнения, плохо» 1, «губительно для литературного процесса <…> движения литературы» 1. И делает логичный вывод, что «должна быть конкуренция». Да, все так. Однако потом начинается какая-то поразительная неосведомленность и наивность (для писателя качества порой полезные, плодотворные; для публициста и критика — не очень): «На лужайке книгоиздания высятся два мастодонта — «АСТ» и «Эксмо». У них, говорят, что-то там срослось, но невооруженным глазом не видно». «Говорят», «не видно»? Ноу коммент. Но тут же, следом, тот же автор оказывается чрезвычайно осведомленным: «И внутри этих мастодонтов находится множество вполне себе автономных импринтов и редакций, из них несколько занимается изданием современной прозы. «Редакция Елены Шубиной» далеко не самая большая по штату, но самая заметная и успешная».

Вот с этого места, если можно, поподробней. Что автор имеет в виду? «Проект Ильи Данишевского» в АСТ (издавшего прекрасную Горалик), редакцию прозы «ЭКСМО» (издающую замечательного Афлатуни), кого-то еще? И что ж, они имеют больший штат и большие возможности для продвижения современных русских прозаиков, чем РЕШ, в наши-то времена кризисов и экономности? Так это ж очень интересно! Расскажите, пожалуйста. А то непонятно, почему становится трюизмом восприятие «Редакции Елены Шубиной» как нового Гослитиздата, официоза? И неужели монополизм группы «ЭКСМО-АСТ» на этом совсем не сказывается? (Попутно сразу же напомню мое изначальное убеждение, что Елена Даниловна — «высококлассный профессионал, и собранный ею коллектив слаженно работает»).

Подобная разница в мировидении приводит на следующем шаге к расхождению в «картине мира» до степени полной противоположности. Так целью своей публикации Сенчин называет попытку «объяснить, почему авторы хотят издаваться «у Шубиной»», когда, де, у кого-то другого гонорары могут быть побольше. Полноте, нужно ли это объяснять публике, для которой монопольный статус РЕШ на поле современной русской прозы — очевидность?

Но нет, Сенчин трудолюбиво и вдумчиво растолковывает, приходя в итоге к выводу-коде: «У Шубиной книги тихонько (курсив Р. С. — Ред.) не издаются <…> издавать нужно шумно и весело». Здравствуйте, господин Очевидность! Ну, зачем же ломиться в открытую дверь и объяснять явное, бесспорное. Извините за еще одно самоцитирование: «РЕШ имеет в данный момент уникальные, не доступные для других возможности подбора, издания и продвижения (курсив О. К. — Ред.) авторов». Надо быть… ну, скажем таким глупым и недальновидным человеком, чтобы клюнуть на разовый большой гонорар в заштатном и малоопытном издательстве, вместо того чтобы «шумно и весело» издаваться у «самой Шубиной». (И если уж говорить о «шумности» издания — заметьте, не я это предложил! — то стоит напомнить, что давняя реплика о прецеденте неразборчивости, неэтичности при таком «веселом» продвижении РЕШ 7 так и осталась неотвеченной.)

В итоге получается, что глубокоуважаемый Роман Сенчин в данном случае отвечал на вопросы, которые ему не ставились, давая ответы, которые и так всем известны.

В заключение хочу искренне поблагодарить оппонента за то, что напомнил мне и другим о термине «импринт». Тут да, вынужден признать, что в приложении к «Редакции Елены Шубиной» это старое доброе русское слово намного точней и правильней, чем «издательство».

  1. https://voplit.ru/column-post/ob-izdatelstve-eleny-shubinoj-i-o-tom-pochemu-tuda-stremyatsya/[][][][]
  2. https://voplit.ru/column-post/o-redaktsii-eleny-shubinoj/[]
  3. <https://godliteratury.ru/articles/2020/04/21/bolshaya-kniga-dva-vzglyada> []
  4. https://voplit.ru/column-post/itogi-goda/[]
  5. https://voplit.ru/column-post/mif-odnako/[]
  6. https://voplit.ru/column-post/ob-anne-zhuchkovoj-novoj-kritike-i-bahtine/[]
  7. https://magazines.gorky.media/nov_yun/2018/3/204159.html []