В 2022 году произошел настоящий расцвет форумов молодых писателей. Только один Фонд СЭИП провел около десятка «Всероссийских школ писательского мастерства», которые прошли во всех федеральных округах, завершив год легендарным форумом «Липки». Прибавим к этому региональные и всероссийские мастерские АСПИР, региональные и всероссийские фестивали/совещания СМЛ СПР, арт-кластер «Таврида», семинары журнала «Юность», Студию издательства СТиХИ, и список все равно будет не полным. Количество участников таких семинаров и мастер-классов исчисляется сотнями, а заявки на них приходят тысячами.
Такой формат работы с начинающими авторами появился не вчера. Семинары молодых писателей, где лучшие участники впервые могли по-настоящему заявить о себе, опубликовав произведения в крупных журналах или выпустив книгу, существовали еще во времена СССР, а тиражи тогда исчислялись десятками и сотнями тысяч экземпляров. Сегодня тиражи значительно меньше, но преемственность сохранилась.
В 2001 году по инициативе Сергея Александровича Филатова состоялся первый Форум молодых писателей России, стран СНГ и зарубежья. За десятилетия его работы в литературу вошли целые поколения прозаиков, поэтов, драматургов, критиков и детских писателей. Появилась даже своеобразная субкультура или вернее особое чувство сопричастности среди постоянных участников.
В октябре 2022 года состоялся уже 22-й по счету форум. Нам было объявлено, что он последний в «старом» формате. После этого весь зал встал и долго аплодировал Сергею Александровичу Филатову, потому что все понимали: речь идет о целой эпохе в литературе, которую создал он. Не хватит объема этой статьи, чтобы просто перечислить имена ныне видных писателей, прошедших через организованные им семинары.
Через несколько месяцев стало известно, что полное закрытие не состоялось. «Липки» продолжаются, уже объявлен 23-й форум, который пройдет в ноябре 2023 года. Даже если «Липки» все-таки уйдут в историю, они навсегда будут жить в уже написанных произведениях и в тех произведениях, которые еще предстоит написать этим авторам.
Новые форумы и совещания молодых писателей продолжают появляться. В середине 2010-х годов были организованы Совет молодых литераторов СПР и всероссийское совещание «Химки», ставшее крупнейшим по численности среди всех форумов – в 2022 году в нем приняли участие 300 молодых писателей, организаторов и экспертов. Помимо федерального совещания, у Совета молодых литераторов СПР есть еще восемь региональных: Ленинск-Кузнецкий, Челябинск, Уфа, Липецк, Рыбинск, Мурманск, Самара, Московская область. Когда-то это движение было основано энтузиастами, которых возглавил прозаик и критик Андрей Тимофеев, а сегодня оно объединяет огромное количество людей, мероприятий и организаций. Это пример того, как молодые литераторы сами могут организовывать литпроцесс и нести ответственность за литературу.
Есть примеры того, как запускают свои форумы крупные организации. Так в 2022 году громко о себе заявила Ассоциация писателей и издателей России, которую возглавил известный писатель Сергей Шаргунов (тоже некогда участник семинаров «Липки»). В апреле была проведена первая всероссийская мастерская, а потом целая серия межрегиональных в Нижнем Новгороде, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Пятигорске и Смоленске. Завершился год итоговой всероссийской мастерской в Москве. На них, помимо писательского мастерства, участники изучали основы издательского дела, учились киносценаристике и литературному блогингу, создавали концепции «толстых» литературных журналов, осваивали искусство декламации и выступали на литературных концертах. Обще количество участников – 550 человек, и это только одно из направлений деятельности организации.
Еще одной важной инициативой АСПИР стало повышение возрастного ценза. Раньше на форумы молодых писателей приглашали участников до 35 лет, а теперь и в 60 можно быть «дебютантом». Что ж, литературе все возрасты покорны. Если это будет способствовать появлению новых и интересных произведений, то ничего плохого в этом нет.
Между тем для проведения подобного мероприятия нужно потратить значительные ресурсы: привезти участников, заселить их в отели/пансионаты (оплатив дорогу из самых разных уголков страны), персоналу организации платить зарплату, плюс экскурсии и заказные автобусы, питание, подарки (например, блокноты и ручки) и так далее. Одним волонтерством и некоммерческим партнерством все затраты не компенсируешь. Стоимость организации форума может исчисляться миллионами рублей. Кто-то скажет, что эти вложения не имеют никакого смысла, лучше построить многоквартирный дом или провести газ в соседнее село. Но давайте переформулируем вопрос: есть ли смысл вкладывать бюджетные и частные деньги в культуру страны? Хочется верить, что ответ однозначный – есть.
Почему именно 2022 год стал настолько активным? Вряд ли стоит за это благодарить политическую или социальную ситуацию. Расцвет форумов молодых писателей не свидетельствует и об особом гражданском подъеме. Эти вещи просто не связаны друг с другом. Но есть ощущение, что молодежный литературный процесс значительно сместился от литературных премий в сторону таких совещаний, которые становятся определенным фильтром и одновременно трамплином для начинающих авторов. Если у молодого прозаика еще есть какая-то возможность заявить о себе через издательства и попытаться пробиться на книжный рынок самостоятельно (а лучше на плечах крупной премии), то у поэта или критика вариантов практически нет, кроме публикаций в журналах, а они часто происходят по итогам таких вот форумов писателей. Хотя есть много примеров, как литераторы становятся заметными без этого всего.
Если говорить о прогнозах, то в 2023 году еще более усилится монополия АСПИР. В этой статье мы отметили три крупнейших форума, но они так или иначе связаны с Ассоциацией писателей и издателей: новые «Липки» будут проходить с ее поддержкой, а «Химки» проводит Союз писателей России, являющийся одним из учредителей организации. Конечно, есть еще «Таврида» и разные небольшие форумы для разнообразия, но крупнейшая организация в этом направлении уже обозначилась.
Хорошо этот или плохо? Скорее хорошо, ведь объединение намного лучше разобщенности. И идея совместной работы совершенно непримиримых ранее Союзов писателей куда симпатичнее.