За последнее время литературное сообщество понесло немало ощутимых потерь. Стало известно о закрытии многолетней премии «Русский Букер» и журнала поэзии «Арион», прекратил работу старый сайт «Журнального зала», и на создание нового собирали всем миром — координатор ЖЗ Сергей Костырко методично публиковал в своем фейсбуке подробные отчеты о ходе краудфандинга и благодарности всем, кто принял в нем участие. Однако собрать необходимые 560 тысяч рублей на запуск нового проекта удалось едва ли не в самый последний момент, хотя, к примеру, деньги на выплату 22-миллионного штрафа, наложенного властями на общественно-политический журнал Евгении Альбац «The New Times», в сети собрали с заметным превышением всего за четыре дня. За последний год этот мир покинули Андрей Битов, Владимир Войнович, Филип Рот, Анатолий Гладилин, Наум Коржавин, Урсула Ле Гуин, Амос Оз, Уильям Голдман, Олег Павлов, Зинаида Миркина, Владимир Данихнов, Владимир Шаров, Эдуард Успенский, Видиадхар Сураджпрасад Найпол, Мария Спивак, Клод Сеньоль, Кристине Нёстлингер, Олег Юрьев, Андрей Дементьев, Валентина Синкевич, Михаил Герман, Лариса Васильева, Юрий Малецкий, Виктор Ширали, Хаим Гури, Павел Катаев и др. И это лишь краткий список умерших литераторов, не считая филологов и критиков.
Сама литературная критика давно переживает не лучшие времена, и сейчас почти нет оснований, чтобы не согласиться с Виктором Пелевиным, а точнее с его героем — литературным алгоритмом Порфирием Петровичем из романа «iPhuck 10»: «…никаких литературных критиков в наше время не осталось. Есть блогеры… То, что производит критик, — это личная субъективная оценка чужого труда. В точности то же самое выдает любой блогер, кого бы он ни оплевывал — районную управу, полицейский алгоритмический роман или Господа Бога. Те же несколько абзацев про „мне не нра», которые видишь, перейдя по линку». В верности этого диагноза поневоле убеждаешься, когда на глаза попадаются некоторые обзоры и рецензии известных «профессиональных» критиков в модных интернет-изданиях.
На ютубе
стартовал видеоканал координатора «Открытой библиотеки» Николая
Солодникова, названный почему-то «ещенепознер», хотя по сути более
точным его названием было бы «недовДудь», ибо он является подражанием
шоу не столько Владимира Познера, сколько Юрия Дудя, с той лишь
разницей, что ведущий избегает мата и эпатажа, а его гостями являются
не политики и рэперы, а деятели культуры. Самый популярный на данный
момент выпуск проекта — разговор с писателем Дмитрием Быковым — набрал
более полумиллиона просмотров.
Согласно исследованию «Медиалогии», самым цитируемым в СМИ российским писателем в 2018 году стал Захар Прилепин. О нем, действительно, говорили часто, но, главным образом, в связи с его карьерой и общественно-политической позицией, а не литературными сочинениями. Самодовольный Прилепин признался в одном из весенних интервью: «Я последние два года вообще не писал книг в связи с переездом на Донбасс. В целом, мои доходы из-за этого очень сильно упали. И гастролей было меньше, и книг было меньше, и ряд иностранных издательств отказались сотрудничать: сказали, что они не будут иметь дело с террористом. Но потихоньку эта тема стала затихать, и они поняли, что все-таки выгодней меня тихонько покупать, тихонько продавать, чем совсем со мной дела не иметь » iА. Орешкина. «Даже если я напишу «Колобок-3″, мою книгу купят». Интервью с З. Прилепиным // Инвест-Форсайт. 2018. 27 мая. . Карьерное продвижение Прилепина недавно проявилось в его избрании в состав Центрального штаба Общероссийского народного фронта и назначении «замполитом», как шутили в соцсетях, то есть заместителем худрука МХАТ им. М. Горького по литературной части.
Другой писатель-политик и коллега Прилепина по изданию «Свободная пресса», Сергей Шаргунов, являющийся депутатом Госдумы, пытался содействовать смягчению наказания россиян за лайки и репосты. Кстати, оба деятеля помимо интенсивной работы со СМИ весьма эффективно используют для личного пиара социальные сети — в одном только фейсбуке у Прилепина более 98 тысяч подписчиков, а у Шаргунова — более 34 тысяч.
Продолжает деградировать Русский ПЕН-центр во главе с Евгением Поповым, огрызающийся на появление в России нового отделения Международного ПЕН-клуба — ПЭН-Москва (его главой стал Александр Архангельский) — и публикующий на своем сайте скандальные письма вроде заявления о «зарубежных слепых поводырях», многие подписи под которым, например, Игоря Волгина, Олеси Николаевой, Владислава Отрошенко и других, как оказалось, были фальшивыми. В декабре Русский ПЕН-центр лишился не только одного из своих основателей, Андрея Битова, возглавлявшего эту организацию почти четверть века, но и директора Михаила Демченкова, уволенного якобы за финансовую нечистоплотность.
В Москве открыли мемориальную доску писателю Юрию Нагибину и установили памятник Александру Солженицыну, в связи со столетием со дня его рождения.
Из курьезов можно отметить обвинение в расизме автора романа-эпопеи «Властелин колец» со стороны американского фантаста Энди Дункана, посетовавшего на ненависть героев Толкина к расе орков, являющихся просто другими и никак не заслуживающих дурного к себе отношения и тем более истребления.
В финале – составленный мной в январе топ-50 лучших книг 2018 года.