№3, 1972/Пародии. Подражания. Эпиграммы

Земляк Гоголя

Горький сказал, что Есенин самой природой Россия был создав для того, чтобы стать «органом» ее поэзии.

Применяя горьковскую метафору к определению самого главного в творчестве Остапа Вишни, можно сказать, что благословенная природа Украины сделала его, уроженца Полтавщины, земляка Гоголя, «органом» своего смеха.

Разноголосо, звонко, мудро, весело заговорил в его рассказах и фельетонах, улыбаясь в посмеиваясь, сам народ Украины. Заговорил по-новому, о хорошем в народной жизни, саркастически, язвительно – о дурном. А какая пестрая толпа персонажей высыпала из вишневских фельетонов, из его сатирических и комических миниатюр и завертелась в головокружительном хороводе перед глазами изумленного читателя! Пышногрудые Солохи-самогонщицы в сивоусые дядьки, ставшие самодурами, сельскими администраторами; пройдохи-кооператоры; чернобровые красавицы-дивчины, пробившиеся на оперную сцену столицы и тоскующие по ролям молодых героинь, которые раздают влиятельным бабкам-солисткам; проворные эмигрантские бесы в вышитых сорочках, с пачкой чужеземной валюты в кармане пиджака и, конечно же, седобородые деды-мудрецы и хитрюги – внуки и правнуки знаменитого диканькского пасечника!

Было время, когда критические снобы попрекали Остапа Вишню «простонародностью» его стиля. Они же выступали вообще против смеха в литературе. Знакомые песни! С высоты наших дней эти снобистские упражнения просто смешны и ничтожны.

Остап Вишня, будучи писателем глубоко народным, в то же время был великим мастером своего цеха, ювелиром веселого слова, художником-миниатюристом – если учитывать физические размеры его фельетонов и юморесок.

Цитировать

Ленч, Л. Земляк Гоголя / Л. Ленч // Вопросы литературы. - 1972 - №3. - C. 238-239
Копировать