№3, 1972/Жизнь. Искусство. Критика

Страничка о своей работе

Продолжаем нашу постоянную рубрику «Страничка о своей работе». В этом номере на вопросы редакции:

  1. Над чем Вы сейчас работаете?
  2. Какая из работ Ваших коллег (книги, статьи и т. д.) привлекла в последнее время Ваше внимание и почему?– отвечают: М. Ариф, А. Дейч, Н. Джусойты, С. Крыжановский, И. Машбиц-Веров, А. Нинов, И. Нуруллин, Е. Сурков, Л. Теракопян.

М.АРИФ

Мне думается, невозможно критику сегодня жить сколько-нибудь активной общественной жизнью, не занимаясь актуальными проблемами современной литературы. Более всего меня в настоящее время волнует творчество молодых талантливых писателей Азербайджана, требующее более чуткого и требовательного отношения к себе. Я убедился в том, что в «соединении взыскательности с тактом, с бережным отношением к творцам художественных ценностей» более всего нуждаются критики, пишущие о молодых.

В современной азербайджанской поэзии происходят интересные процессы: наряду с интенсивным развитием жизненного, органично связанного с национальной традицией направления, обогащающегося в своем движении новыми поэтическими образами и формами, проявляется тенденция к поверхностному новаторству, формалистическим увлечениям. Порою такая склонность присуща и талантливым молодым поэтам, нередко выступающим с хорошими произведениями. Мне представляется чрезвычайно важным проследить причины зарождения подобных явлений и по возможности направить творческие поиски молодых талантов в верное русло. В этой связи меня очень интересуют проблемы, охватываемые дискуссией о «содержательности поэзии».

В последнее время появился целый ряд очень интересных критических и литературоведческих работ. Я могу отметить исследование азербайджанского теоретика искусства Мехти Мамедова, посвященное эстетическим проблемам азербайджанской драматургии. Мне импонируют труды Г. Ломидзе, обобщающие опыт многонациональной советской литературы, ставящие назревшие проблемы ее развития. Мне представляется очень важным умение Б. Бурсова рассматривать творчество крупных художников, в частности Достоевского, в русле художественных явлений нашего времени. Одной из самых интересных литературоведческих книг последних лет является, на мой взгляд, работа И. Голенищева-Кутузова о Данте, отличающаяся широтой охвата богатейшего материала и скрупулезностью исследования.

г. Баку

 

А. ДЕЙЧ

Как это пи странно, вопрос: «Над чем Вы работаете?» – всегда вызывает у меня некоторое замешательство. Правда, я лишен суеверия и не думаю, что, объявив свою тему, обрекаю ее на провал. Просто множество замыслов, которые не по моим летам и возможностям возникают в голове, нелегко раскрыть. Назову то, что окончательно оформилось. Пишу этюд о Леониде Первомайском, чье семитомное собрание сочинений завершено недавно на Украине. А его последняя книга стихов «Древо пізнання», на мой взгляд, отмечена большим поэтическим взлетом.

Уже два года я работаю над книгой «По ступеням столетий». Это историко-литературная работа, посвященная эволюции вековых сюжетов и образов, рожденных народным воображением (Прометей, Дон Жуан, Фауст, Тангейзер, Агасфер). Перед автором стоит задача: показать, как трансформируются эти образы в зависимости от эпохи и мировоззрения их создателей – от истоков до наших дней.

Разумеется, по возможности стараюсь знакомиться с выходящими работами своих коллег. Хочется отметить содержательную книгу П. Топера «Ради жизни на земле», где дан оригинальный анализ художественных произведений на военную тему – русских классических, зарубежных и советских.

С большим интересом встретил прекрасное издание французских фаблио («Художественная литература») со вступительной статьей В. Дынник, где раскрыто своеобразие этого жанра средневековой народной поэзии.

Порадовали меня статьи Д. Благого «Мир как красота» (к изданию «Вечерних огней» Фета) и И. Гринберга «Поиски и открытия Владимира Луговского» (к собранию сочинений поэта). Написанные в разной манере, эти обстоятельные работы вводят читателя в поэтический мир художника и четко определяют его место в литературе своего времени. Такие критические этюды приучают широкого читателя к тому, что вступительные статьи, предисловия и послесловия – необходимость, а не «бесплатное приложение». Назову еще полемическую статью В. Огнева «Поиски «духовности» или боязнь реализма?» («Новый мир», 1971, N 7), которую прочитал с большим интересом.

 

Н. ДЖУСОЙТЫ

1.Современный роман и фольклор – так, видимо, можно назвать круг вопросов теоретического и историко-литературного характера, наиболее интересных для меня в данное время. Не только профессиональное любопытство, но главным образом художественная практика писателей молодых литератур, в которых индивидуальная традиция творчества все еще пуповиной связана с лоном устно-поэтической стихии, как-то невольно влечет к осмыслению связей между такими, казалось бы далекими друг от друга, явлениями – роман и фольклор. А внимательному исследователю этой проблемы история осетинской литературы даст материал почти уникальный.

2.Большую радость мне доставило чтение книги С. Бонди «Черновики Пушкина». Дело не в том, что это книга о Пушкине и написана выдающимся исследователем Пушкина. Иные ученые даже о Пушкине умудряются писать утомительно длинно и антипоэтично. Бонди пишет о вещах периферийных, но так увлеченно, безукоризненно логично и просто, что невольно поддаешься очарованию порой даже несложных текстологических разгадок. А еще он блистательно демонстрирует талант «непосредственно отличать хорошее от плохого в поэзии».

Цитировать

Ариф, М. Страничка о своей работе / М. Ариф, И. Машбиц-Веров, И. Нуруллин, С. Крыжановский, Н. Джусойты, А. Нинов, Е. Сурков, Л. Теракопян, А. Дейч // Вопросы литературы. - 1972 - №3. - C. 63-66
Копировать