За пределами науки; От редакции
Перед нами книга под заглавием: «Вопросы русской и чувашской филологии.
Выпуск I». Она вышла в Чебоксарах в 1971 году под грифом Министерства высшего и среднего специального образования РСФСР и Чувашского государственного университета. Центральное место в этом сборнике – и по объему, и по аттестации, данной в предисловии к книге, – занимает статья М. И. Мальцева «К спору о Пушкине».
Пройти мимо этого сочинения, написанного в исключительно воинственном тоне, невозможно, поскольку автор искажает облик великого поэта, превратно толкует его и творчество, и советское пушкиноведение.
Прежде всего – о каком «споре о Пушкине» идет речь в этой статье?
Огромные заслуги советского пушкиноведения, которое «превратилось в один из наиболее разработанных, передовых участков всей советской историко-литературной науки в целом» 1, общепризнанны. Облик величайшего гения русской литературы ныне предстает перед читателями гораздо явственнее, чем, скажем, полстолетия назад. В то же время многое еще требует дальнейшего изучения, дискуссий, обмена мнениями. Споры о Пушкине и вокруг Пушкина – «живого и движущегося явления» – продолжаются и будут продолжаться, ибо наука живет только в движении.
Однако есть спор и спор.
Есть выступления – пусть подчас в чем-то и уязвимые, – которые объективно двигают науку о Пушкине вперед, побуждают к плодотворной полемике, будят научную мысль, не давая ей застаиваться; есть и другие выступления, которые, творчески полемизируя с новыми точками зрения, вскрывая их крайности, тем самым способствуют необходимому синтезу традиции и новаторства в науке.
Но встречаются публикации иного рода, к каковым и относится статья М. Мальцева. В них роль научной гипотезы и концепции исполняет искажающая истину плоская схема, которую автор тем не менее упорно «проталкивает» в науку только потому, что схема эта придумана им и принадлежит ему; при этом он игнорирует справедливые критические замечания коллег, обвиняя своих оппонентов во всех смертных грехах, видя в них прежде всего личных врагов, награждая оскорбительными ярлыками, а себя провозглашая обладателем истины в последней инстанции и непримиримым «борцом за правду».
Нечего и говорить, что к подлинно научному спору подобные выступления имеют отношение очень отдаленное: собственная их научная ценность, пусть даже и «негативная», бывает, как правило, обратно пропорциональна тому нездоровому шуму, который они поднимают. Вместо полемики по существу вопроса приходится нередко напоминать автору азы науки, вместо разбора верных и ошибочных положений – распутывать то, что автор – невольно или намеренно – запутал, дезавуировать ложные обвинения, заниматься сверкой цитат и фактов, оказывающихся искаженными, разоблачением натяжек и тому подобной не слишком благодарной работой.
Однако и такая работа бывает необходима – ничего не поделаешь. И именно такой работой нам придется сейчас заняться, чтобы оградить науку от невежества.
В какой же из нерешенных вопросов пушкиноведения М. Мальцев решил внести ясность?
Существует в науке о Пушкине важная и в высшей степени интересная проблема – проблема эволюции мировоззрения Пушкина и его политических взглядов, в частности после разгрома восстания декабристов. Хорошо известно, что все сколько-нибудь серьезные исследователи – как литературоведы, так и историки – признают чрезвычайную трудность этой проблемы – не только по причине скудости прямых данных, но и в силу сложности самой этой эволюции, сложности самих пушкинских взглядов, определяющейся и общей идейной обстановкой в России 1830-х годов, и тем, что Пушкин, при всей напряженности его размышлений на социальные и политические темы, был все же не политический деятель и идеолог, а прежде всего художник. Подобное отношение – на ваш взгляд, совершенно правильное – к этой проблеме стало определяться еще в 30-е годы, «когда на смену метафизической дилемме «Пушкин-декабрист» и «Пушкин – противник декабризма» приходят методологически новые приемы изучения» 2. Однако и в наше время встречаются отдельные попытки рассматривать все творчество Пушкина прямолинейно-социологически, как некую систему политических «намеков» и аллюзий, пренебрегая спецификой искусства, игнорируя конкретное своеобразие мировоззрения Пушкина не только как факта его собственной идейной биографии, но и как важного момента в истории русского освободительного движения на пути от декабристов к Герцену, насильственно «выпрямляя» эволюцию поэта, рисуя его то прямым последователем Радищева, то чуть ли не единомышленником революционных демократов, «идеологом крестьянской революции». В качестве одного из наиболее «ярких» примеров подобных попыток коллективная монография об итогах и проблемах изучения Пушкина указывает на «книгу М. Мальцева «Тема крестьянского восстания в творчестве А. С. Пушкина» (Чувашгосиздат, Чебоксары, 1960), пропагандирующую подобные взгляды» 3.
Так, сделав необходимый экскурс в историю вопроса, насчитывающую в отмеченном ее аспекте более трех десятков лет, мы вернулись к М. Мальцеву, который на протяжении долгого времени в книгах, статьях и устных выступлениях пропагандирует глубоко, по нашему убеждению, неверный, антиисторичный взгляд на Пушкина как на горячего сторонника и проповедника крестьянской войны, и делает это, упорно не желая прислушаться к принадлежащим перу авторитетных ученых многочисленным печатным отзывам (всего около десяти), среди которых нет ни одного в целом положительного.
Статья «К спору о Пушкине» и есть «генеральное сражение», которое на страницах чебоксарского университетского сборника дает М. Мальцев своим оппонентам. Начинает он это сражение следующим угрожающим пассажем:
«В советском литературоведении в последнее время заметно оживление поисков новых методологических принципов исследования историко-литературного процесса (видимо, под «последним временем» надо разуметь «последние» тридцать лет – с тех пор, как наметился отход от вульгарнйх, упрощенческих представлений о Пушкине. – Авт.). В тесной связи с этим4 обнаружились тенденции пересмотра сложившихся взглядов по некоторым существенным вопросам истории русской литературы.
Обращают на себя внимание попытки по-иному (? Чем кто? Видимо, чем Мальцев. – Авт.) истолковать идеологические позиции Пушкина, отношение его к декабризму и к революционному движению вообще, при этом с явным креном вправо (можно подумать, что точка зрения самого М. Мальцева – это именно и есть та точка, от которой следует начинать отсчет «вправо» и «влево». – Авт.). Соответственно пересмотру подвергаются пафос и идейное содержание его творчества. Это не может не насторожить, поскольку под сомнение ставятся не только завоевания советского пушкиноведения, но и гуманное содержание литературного наследия великого поэта» (стр. 30).
Прочитав такое, недостаточно искушенный человек может не на шутку перепугаться: как же так, надвигается катастрофа, кругом сплошной «пересмотр», а мы сидим сложа руки!
Но попробуем не обращать внимание на фразеологию М. Мальцева и разобраться в написанном чуть подробнее. В этом случае возникает целый ряд вполне конкретных и деловых вопросов к автору.
В частности, если уж автор начинает с «оживления поисков новых методологических принципов» в кашей науке, то позволительно спросить: как он относится к этому факту?
Ответ содержится в самом тексте. Поскольку именно из названного «оживления» автор выводит все перечисленные им предосудительные факты, то само собой разумеется: к методологическим поискам в науке М. Мальцев относится отрицательно, как к вредоносным по своей природе.
Это не может не вызвать недоумения. В состоянии ли какая бы то ни было наука развиваться без методологических поисков? И как можно представлять себе марксистский метод анализа, – метод по самой своей природе живой, движущийся, творческий, – как не способный к развитию?
Во-вторых: любопытно все-таки узнать, кто же персонально имеет отношение К указанным М. Мальцевым пагубным для пушкиноведения и всей литературной науки «тенденциям»?
Для того чтобы ответить на этот вопрос, следует перелистать статью «К спору о Пушкине» и посмотреть, кого ее автор «разоблачает», порицает, уличает в злом умысле, невежестве и покушениях на завоевания советского пушкиноведения. В результате составится весьма обширный список. Читателям, знакомым с пушкиноведческой литературой, небезынтересно будет узнать, что в список этот, в частности, входят: Н. Арденс, Д. Благой, С. Бонди, Б. Городецкий, Ю. Лотман, Б. Мейлах, Г. Поспелов, В. Пугачев, А. Ревякин, Н. Степанов, У. Фохт… всего около двадцати ныне живущих и активно работающих исследователей! Иными словами, в оппозиции к «завоеваниям советского пушкиноведения», по М. Мальцеву, стоит чуть ли не большинство известных ученых, занимающихся ныне Пушкиным, в том числе и те, которые упомянутым завоеваниям способствовали!
Далее. Поскольку М. Мальцев толкует о «пересмотре» вышеперечисленными учеными «сложившихся в советской науке представлений» (стр. 30), то хотелось бы выяснить: кто же в таком случае, по мнению автора, персонально «складывал» эти «представления» и кто их сегодня отстаивает?
Перелистав статью снова, мы получим удручающую картину: из всех крупных деятелей советской пушкинистики авторитетным для М. Мальцева оказывается только Б. Томашевский, да и то лишь на словах, так как по существу взгляды ученого на проблему, занимающую М. Мальцева, прямо противоположны взглядам последнего. Что же касается работ, появившихся в сравнительно недавнее время, то из них благосклонность М. Мальцева заслужили немногие, в том числе: П. Мезенцева, М. Харлапа, немецкого исследователя П. Бранга, а также… учебники для средней школы (см. стр. 70).
Теперь следует познакомить читателей с тем, в каком духе и стиле полемизирует М. Мальцев с не нравящимися ему исследователями и в каких выражениях квалифицирует их и их труды.
На стр. 31 автор делает еще одно угрожающее заявление, имеющее в контексте статьи очень широкий адрес.
«Пересмотру сложившихся в советской науке представлений» сопутствуют, пишет он, «благовидные ссылки на то, что историю нельзя приукрашивать. Исподволь эта тенденция, – продолжает М. Мальцев с логикой, на которую мы просим читателя обратить особое внимание, – ведет к пересмотру ленинских оценок революционно-освободительного движения в России в прошлом веке».
Тут нельзя не испытать чувства некоторой неловкости. Получается очень странная вещь: с приукрашиванием истории нельзя бороться – и не почему-либо, а потому, что такая борьба ведет к пересмотру ленинских оценок!
Стало быть, что же – ленинские оценки следует связывать с приукрашиванием истории?!
Дико сказать, но по логике М. Мальцева выходит именно так.
Что это – безответственная неряшливость или следствие намеренного «полемического хода», призванного отлучить от марксизма неугодных М. Мальцеву?
Таким образом, «полемика» в статье «К спору о Пушкине» начинается на довольно высокой ноте. И регистр этот выдерживается до конца, в чем читатель убедится на конкретных примерах.
Вот, скажем, характеристика, которую М. Мальцев дает отрывку из книги одного известного литературоведа: «логики в нем нет»; «подобным мудрствованием заполнены все рассуждения»; «вносит дальнейшую путаницу в известные понятия»; «это суесловие не получило должной оценки в научной критике»; «не может не вызвать недоумения мало-мальски взыскательного литературоведа» (стр. 48 – 50).
Вот квалификация деятельности другого ученого, специалиста в области истории русского революционного движения, занимающего, как провозглашает М. Мальцев, «особенно воинствующую позицию по пересмотру (!) взглядов на Пушкина»: «основные установки» его «в характеристике декабризма принципиально неверны. Ученый историк делает плохую услугу науке», «пушкиноведческая эрудиция» его – «весьма слабая»; он занимается «профанацией науки», «очерняет облик великого поэта, заодно с этим обеляя реакцию, в том числе ее вдохновителя Николая Палкина, возвышая либералов, умаляя революционные идеи пушкинской поры» (стр. 51 – 53)…
Статья третьего исследователя «по своему содержанию… является прямым вызовом советскому пушкиноведению»; она «методологически порочна»; «отражает нездоровые тенденции в нашем литературоведении»; она – «не только ревизия достигнутого марксистской наукой в области изучения наследия великого поэта, но и попытка навязать советскому читателю превратные взгляды на эстетические ценности вообще»; «новоявленный пушкинист» приписывает Пушкину… «идеи Ф. Булгарина» (!); «отдельные высказывания… он спекулятивно использует в целях развенчания гражданского облика поэта… преследует цель обманными путями подкрепить свои более чем спорные позиции»; «мало-мальски знакомому с его (Пушкина. – Авт.) творчеством читателю не могут не показаться абсурдными выводы» автора; «весь этот фарш (!)… превращается в фарс (?), к сожалению, не безобидный в нашем научном хозяйство. И можно только удивляться, что подобное «новаторство» не получает должной оценки со стороны тех, кто призван охранять наследие великого поэта от мародерских покушений на него» (стр. 54 – 58)…
Вообще все, что непонятно М. Мальцеву, вызывает у него прежде всего гнев и брань. Он яростно восстает против «псевдонаучных»»экскурсов в область эстетики, психологии творчества и т. д.» (стр. 58 – 59; разумеется само собой, что и психология творчества, и эстетика – вещи весьма предосудительные, но что скрывается под «и т. д.» – об этом предоставляем гадать читателю. – Авт.); он обвиняет целую группу авторитетных ученых в том, что они «не имеют представления о крестьянских движениях в России» (стр. 70); он делает далеко идущие выводы насчет неких преступных целей исследователя, использующего непонятные М. Мальцеву слова: «В заумном суесловии статьи (В. Турбина. – Авт.), уснащенном мудреными словами («социальный кентавр», «ассортимент реквизита», «камуфляж» и т. д.), не только растворяется классово-политическое содержание созданных Пушкиным характеров, деформируются серьезные идеи и образы, но и возводится поклеп на русский национальный характер» (стр. 59); он задает грозные риторические вопросы: «Не ведет ли эта линия к дегуманизации идейного наследия?.. Не предлагают ли сторонники пересмотра достигнутых советской наукой результатов дегероизацию русской истории и литературы?»; он размашисто «припечатывает» на стр. 60: «Новаторы» в пушкиноведении.., как правило, подменяют социологический, классовый и партийный анализ произведений Пушкина заумными разговорами об их особой образности, прибегаю» к вычурным словам и выражениям и настойчиво избегают употреблять терминологию исторического материализма» (!)…
Правда, в некоторых редких случаях М. Мальцев отчасти сменяет гнев на милость: строго порицая одного из ведущих пушкинистов, он в то же время снисходительно похлопывает его по плечу: «При всем крене во втором томе монографии (1967) в сторону признания новой политической ориентации Пушкина после 1825 г. Д. Благой нигде не доходит до… крайностей» (стр. 58). Зато на другого крупнейшего специалиста по творчеству Пушкина он обрушивается с весьма большим негодованием, и этот его пассаж на стр. 64 нельзя не процитировать: «…Хочу лишь указать на непростительную оплошность известных ученых, не знать таких вещей (так у М. Мальцева. – Авт.), которые знает рядовой читатель Пушкина. А профессор С. М. Бонда прослыл за замечательного знатока наследия Пушкина… Однако панегирики об ученых заслугах профессора Бонди являются плодом недоразумения. Мы не знаем ни одной (курсив М. Мальцева. – Авт.) сколько-нибудь значительной историко-литературной работы прославленного пушкиниста. Правда, профессор Бонда «кодифицируется» по разряду текстологов Пушкина. Но ведь… примеры толкования текста… настораживают относительно качества текстологической работы С.
- См. «Советское литературоведение за 50 лет», «Наука»: Л. 1968, стр. 96.[↩]
- «Пушкин. Итоги и проблемы изучения», «Наука», М. – Л, 1966, стр. 198.[↩]
- «Пушкин. Итоги и проблемы изучения», стр. 470.[↩]
- Здесь и далее курсив в цитатах наш. – Авт.[↩]
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.