За подлинную правду жизни
(По материалам китайской печати)
Ведущая тенденция современной китайской литературы – широкий охват явлений жизни, стремление показать действительность во всем ее многообразии и сложности. В появившихся только за последнее время новых произведениях китайских писателей, таких, как «В деревне Саньливань» Чжао Шу-ли, рассказах Лю Бай-юя, Кан Чжо, Ли Чжуня и других авторов, посвященных теме преобразования в китайской деревне, в романах Чжоу Ли-бо, Лэй Цзя, Ай У и во многих других произведениях авторы отражают типические явления и характеры окружающей жизни, создают положительные образы нового, социалистического общества, утверждая своим творчеством принцип партийности литературы.
Появление новых романов о рабочем классе свидетельствует о том, что китайские литераторы все чаще обращаются к этой важной теме, создавая образы героев современности, творцов нового общества. Особого внимания заслуживает недавно вышедший роман писателя старшего поколения Ай У «Сто раз закаленной рождается сталь».
Как отмечала китайская критика, во многом успех романа определяют удачно написанные образы главных героев и прежде всего образ рабочего-сталевара Цинь Дэ-чуя, работницы Сунь Юй-фэн, секретаря партийного комитета Лян Цзин-чуня и других. Критик Чи Ляо-чжоу на страницах газеты «Женьминьжибао» писал, что все это типические образы современников.
Особо критик подчеркивает важность появления в литературе романа о рабочем классе именно сейчас, когда страна невиданными темпами идет вперед по пути индустриализации. .
Образ главного героя Цинь Дэ-чуя имеет большое значение еще и потому, что на его примере писатель показал борьбу между пролетариатом и буржуазией на идеологическом фронте. Именно потому выход в свет романа Ай У следует рассматривать как удар по буржуазным правым элементам, а также по всем тем литературоведам и писателям, зараженным правоуклонистскими взглядами, которые осуждали и осмеивали произведения литературы, правдиво демонстрирующие героические дела трудящихся Китая.
Минувший год был насыщен важными событиями, во многом определившими дальнейшее развитие китайской литературы и искусства. За двенадцать месяцев заметно двинулась вперед творческая жизнь Китая. И это относится не только к литературе, но в равной степени и к изобразительному искусству, театру, музыке.
Важнейшим результатом, как бы подводящим итог всему проделанному за год, стало с новой силой развернувшееся с конца прошлого года движение среди китайских литераторов и деятелей искусства – движение в массы, на передовую линию великого сражения за построение социалистического общества.
Новому движению предшествовала острая идеологическая борьба, развернувшаяся по всей стране. Начиная с весны прошлого года кучка буржуазных правых элементов, использовав начатое КПК движение за упорядочение стиля работы, повела бешеное наступление на партию, на завоевания социализма в Китае.
Жаркие бои разгорелись, как мы знаем, и в области литературы. Здесь также были разоблачены правые элементы, писатели, скатившиеся на антисоциалистические позиции. По существу, борьба развернулась здесь между двумя путями в литературе: за литературу, служащую интересам большинства народа, рабочим, крестьянам и солдатам, за литературу социалистического реализма – и за антинародную литературу, в которой отражаются всякого рода ревизионистские тенденции.
Начало этой борьбы во многом определила статья литератора Цинь Чжао-яна, бывшего заместителя главного редактора журнала «Женьминьвэиьсюэ», опубликованная им под псевдонимом Хэ Чжи в этом журнале более года назад. Вскоре многие другие органы печати поместили статьи, посвященные проблеме социалистического реализма. Так, например, в журнале «Чанцзянвэньи» (1956, N 12) появилась статья Чжоу Бо «Реализм и его развитие в социалистическую эпоху».
Цинь Чжао-ян и Чжоу Бо пытались теоретически обосновать ревизионистские позиции по отношению к социалистическому реализму… В статье «Реализм – широкая дорога» Цинь Чжао-ян призвал отказаться от социалистического реализма. Для писателя, по мнению Цинь Чжао-яна, решающую роль играет не мировоззрение, а творческий метод или художественный опыт.Согласно его точке зрения, при наличии правдивости искусства совсем необязательно и даже вредно выдвигать идейные требования к литературе. Исходя именно из этого своего положения, Цинь Чжао-ян предложил социалистический реализм заменить туманным понятием «реализм эпохи социализма». Главный упор автор делал на том, что основное в реализме – это следовать «правде жизни», что социалистический реализм и реализм прошлого не имеют различия в методах, а следовательно, социалистический реализм не может стать самостоятельным направлением.
Одним из первых с аргументированной критикой взглядов этих авторов на страницах журнала «Вэньибао» (декабрь 1956 года) выступил известный литературовед и критик Чжан Гуан-нянь. Отвечая сторонникам так называемой «теории реализма эпохи социализма», он писал, что «на горизонте XX столетия вслед за победами социалистического революционного движения появилось художественное направление социалистического реализма, ставшее сегодня мощной, живой силой в масштабе всего мира. Налицо- блестящие достижения литературы социалистического реализма в СССР и других странах. Прекрасные произведения социалистического реализма, отразившие благородные идеалы рабочего класса, создавшие образы нового человека, пронизанные оптимистическим духом победы нового над старым, заняли свое место в истории литературы. Как не могут люди, хотя бы чуть уважающие факты, «не приметить слона», находящегося перед их носом? Разве реализм Горького, Фадеева, Шолохова- это всего лишь повторение Гоголя, Толстого и Чехова? Разве можно утверждать, что между писателями-реалистами рабочего класса определенной эпохи и прогрессивными, но не стоящими на позициях рабочего класса писателями… той же эпохи нет коренного различия в принципиальных вопросах эстетики и творчества?»
Далее Чжан Гуан-нянь пишет, что «не только в СССР и странах народной демократии, но и в капиталистическом мире повсюду появляются новые люди – герои социалистического реализма. Социалистический реализм завоевывает себе право на существование в прогрессивной литературе Индии и арабских стран. Это великая победа марксизма в сфере идеологии, заслуживающая нашего пристального изучения… Социалистический реализм, идя навстречу требованиям нового человека, стремится полностью развить все благородное и прекрасное в его духовной жизни и отбросить все отрицательное и отвратительное…»
Подчеркивая, что проблема связи мировоззрения и творческого метода не является чисто теоретической проблемой, а стала проблемой жизненной, практической, Чжан Гуан-нянь указывал, что «если современный писатель не стремится понять правду социализма, не стремится повысить уровень своей революционной идеологии (не говоря уже о тех, которые продолжают придерживаться отсталых, реакционных взглядов), а полагается лишь на свою честность художника, то как же он сможет в сложной обстановке классовой борьбы, в обстановке быстро сменяющих друг друга этапов социалистической революции уловить «логику реальной жизни», найти «социалистическую правду жизни» и автоматически «стать на путь реалистической правды»? Это легкомысленная болтовня, которая не в состоянии выдержать проверку фактами. В то же время каковы будут цель и смысл творчества писателя, считающего себя «реалистом социалистической эпохи», если он не выполняет задачу коммунистического воспитания народа, если он не несет великую правду нашей социалистической эпохи в народные массы»?
В дальнейшем ревизионистские тенденции во взглядах Цинь Чжао-яна и Чжоу Бо (точка зрения последнего во многом совпадает с мнением Цинь Чжао-яна) подверглись резкой критике со стороны многих других китайских писателей, литературоведов и критиков. В своих выступлениях они подчеркивали, что социалистический реализм следует рассматривать как новый метод в литературе и искусстве, рожденный в эпоху социалистической революции и социалистического строительства, как новое творческое направление, руководствующееся социалистическими идеями.
Возражая сторонникам туманной формулировки «реализм эпохи социализма» и основного их требования следовать «правде жизни», понимая под этим на самом деле односторонний и узкий показ явлений жизни, китайская критика подчеркивала, что социалистический реализм выдвинул сознательную, четкую классовую линию – служить освободительной борьбе рабочего класса и делу социализма; что писатели, придерживающиеся метода социалистического реализма, никогда, ни под каким предлогом не будут наносить ущерб интересам рабочего класса, то есть интересам дела социализма; что социалистический реализм как метод означает единство художественной правды и социалистической идейности.
Отстаивая принципиально важное определение «социалистический», критик Цзян Кун-ян отмечает, что «самое основное состоит в том, что этот реализм руководствуется социалистическими идеями и пронизан духом социализма. Действительно, в конце концов решает дело не тот факт, что писатель пишет в социалистическую эпоху и принадлежит к социалистическому обществу, а то, что он наблюдает и отражает действительность, создает типические образы с позиций социализма, с позиций пролетариата» («Вэньиюэбао», 1957, N 4).
Призыв к отказу от социалистического реализма, как писал Чжан Гуаи-нянь, означает отказ от самых передовых идей современного прогрессивного человечества, отказ от важнейшего идеологического оружия, находящегося в руках пролетариата. И не случайно весной прошлого года, когда начались бешеные атаки правых элементов на завоевания социализма в Китае, борьба в защиту социалистического реализма приняла особенно острый характер.
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.
Статья в PDF
Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №5, 1958