Взаимодействие литературы с другими видами искусств
Нынешняя жизнь искусства отличается тем, что в обсуждение дискуссионных вопросов эстетики все чаще, наряду с критиками-профессионалами, включаются сами творцы художественных ценностей. Включаются не только своими книгами, спектаклями, кинофильмами, но и участием в разного рода симпозиумах, «круглых столах», журнальных и газетных полемиках. Все чаще и чаще в подобного рода очных и заочных встречах участвуют, наряду с советскими учеными, коллеги из братских социалистических стран.
Ровно год назад, на страницах «венгерского» номера «Вопросов литературы», прозаики и поэты размышляли о взаимоотношениях искусства и научно-технической революции. Ныне советские и польские авторы – мастера прозы, поэзии, драматургии, режиссеры обсуждают еще одну актуальную проблему: взаимодействие искусств на нынешнем этапе художественного развития.
Подобного рода взаимодействие давно уже стало реальностью в жизни искусства. Театр связан с литературой естественными узами: драма издавна была родом словесного искусства. С открытием и бурным развитием кинематографа (также часто питающегося из литературных источников) его приемы все сильнее проникают в прозу.
Наконец, телевидение, массовая аудитория, которой оно располагает, тоже ставит перед традиционными искусствами определенные проблемы, заставляет их искать новые пути контактов со зрителем и читателем.
Искусство говорит на многих языках, в процессе их взаимодействий, столкновений какие-то формы отмирают, иные трансформируются, другие нарождаются, – все это требует внимательного анализа. Авторы, собравшиеся за нашим заочным «круглым столом» (за исключением, может быть, заведующего сектором художественных проблем средств массовой коммуникации Института истории искусств А. Вартанова), на подобного рода анализ не претендуют. Их суждения интересны тем, что опираются на непосредственную художественную практику. При этом, как и обычно, возникает субъективность суждений. Роман Братный так прямо и заявляет: «Я писатель. И мне думается, мой ответ не только может, но и должен нести на себе отпечаток определенных художественных пристрастий». С другой стороны, наверняка не каждый примет ту категоричность, с какой Ю. Шайна и А. Ханушкевич утверждают мысль, будто синтез искусств осуществляется именно на театральной сцене (хотя видевшие спектакли Шайны признают, что его теоретические суждения органически вырастают из собственной практики этого театрального режиссера и художника).
Вот перечень вопросов, предложенных участникам анкеты:
- Испытывает ли, с Вашей точки зрения, литература влияние со стороны других видов искусства, и если испытывает, то в чем именно оно проявляется?
- Имеет ли этот процесс, так сказать, обратную силу, то есть сказываются ли в развитии литературы успехи живописи, театра, кинематографа, музыки, телевидения и т. д.?
- В каких именно конкретных произведениях литературы, театра, кинематографа видится Вам высокое проявление идеи художественного синтеза искусств?
- Как, с Вашей точки зрения, протекает процесс взаимовлияний– безболезненно, легко, или он связан с выработкой новых изобразительных приемов, с трудностями использования языка другого искусства?
- Наш век часто называют веком кинематографа и телевидения. Каким в этой связи Вам представляется настоящее и будущее литературы?
- Используете ли Вы в Вашей собственной работе писателя (режиссера, живописца) опыт творчества мастеров театра, кино и т. д.?
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.