«Выбранные места из переписки с друзьями» на пути к читателю
Для нас стали уже привычными огромное внимание, почтительное и восхищенное отношение широкого круга читателей к классической литературе. И сегодня мы не задумываемся над тем, какой долгий путь к этому пройден. К тому, чтобы любой россиянин, уже хотя бы потому, что он учился в школе, знал, кто такие Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Толстой, Достоевский, и имел хотя бы общее представление об их творчестве.
Но так было не всегда. Например, Николаю Васильевичу Гоголю не всегда сопутствовали признание и понимание. К пьесе «Ревизор» многие современники поначалу относились как к легкомысленному фарсу, не слыша ее серьезного общественного звучания. По поводу «Вече ров на хуторе близ Диканьки» некоторые критики заявляли, что автор будто бы не знает малороссийской жизни. Нередко звучали мнения о творениях Гоголя как о вульгарных, «сальных», «грязных» и т. д. Немалых усилий стоило, в частности, В. Белинскому противостоять такому несерьезному восприятию гоголевского творчества и показать читающей публике глубину и значительность художественных произведений писателя. Белинский же и провозгласил его в 1835 году великим русским поэтом и главою литературы. В дальнейшем Гоголь получил у современников столь широкое признание, какого не получал до него ни один писатель. Н. Чернышевский отмечал: «Давно уже не было в мире писателя, который был бы так важен для своего народа, как Гоголь для России»1.
Однако читающая публика составляла во времена Гоголя лишь небольшую часть населения, а остальные были неграмотными. Поэтому настоящая всенародная слава пришла к Гоголю после распространения всеобщей грамотности и школьного образования и при весьма почтительном отношении советской власти к русской классической литературе. Этому способствовали также многотысячные тиражи гоголевских книг и многочисленные театральные постановки и экранизации. В результате художественные произведения Гоголя — одни из самых популярных в русской классике.
Ничего подобного не происходило с Гоголем — духовным писателем. Даже само существование его в таком качестве, наверное, является новостью для многих читателей. Современники не поняли и не признали его духовной прозы. Да и напечатано при его жизни было лишь одно произведение такого рода — последняя из опубликованных Гоголем книг, «Выбранные места из переписки с друзьями», причем в сокращенном виде. Цензура вырезала самые острые и, может быть, самые важные главы. Другие сочинения («Размышления о Божественной Литургии» и «Авторская исповедь») вышли в свет уже после смерти автора.
При жизни Гоголя считали, что он чуть ли не с ума сошел, когда от художественной прозы перешел к проповеди христианства и размышлениям о путях развития российского общества. Он впал в немилость и у читающей публики, и у властей. Инерция этого непонимания и непризнания Гоголя как духовного писателя сохранялась и после его смерти, а в советское время по идеологическим причинам она только возросла. Ни в школах, ни в институтах такие произведения не изучались. В лучшем случае они были окружены молчанием, в худшем — окутывались легендами о «психическом нездоровье» Гоголя в поздний период жизни и негативном влиянии на него некоторых священников.
«Выбранные места…» не выходили отдельными изданиями, а только в составе собраний сочинений. А «Размышления о Божественной Литургии» не печатались нигде — даже в академическом Полном собрании сочинений. В результате к концу советского периода Гоголь как духовный писатель и религиозный мыслитель оказался массовому читателю совершенно не известен. Это большой пробел в знаниях россиян об отечественной литературе. Конечно, исследователям были известны различные грани гоголевского творчества. В дореволюционной России выходили немногочисленные работы с попытками непредвзято рассмотреть духовный путь Гоголя и его произведения позднего периода. После революции к этой теме обращались русские ученые, жившие за рубежом. Однако в Советском Союзе их книги и статьи не печатались, поэтому советские читатели в большинстве случаев просто не знали об их существовании.
Но ведь Гоголь писал не только для критиков и литературоведов, а для всех соотечественников, чтобы таким образом оказать благотворное влияние на российское общество в целом. Он заметил о «Выбранных местах…» в одном из писем 1847 года: «Я книгу составлял вовсе не затем, чтобы сердить Белинских, Краевских и Сенковских, я глядел во внутрь России, а не на литературное общество»2.
Чтобы духовное творчество Гоголя по своей известности если не сравнялось с художественным, то хотя бы приблизилось к нему, необходимо пройти большой путь. В последние десятилетия появилось множество публикаций о творчестве Гоголя — духовного писателя и религиозного мыслителя. В то же время издаются произведения авторов русского зарубежья о Гоголе, созданные в прошлые годы. Признается значительная роль Гоголя в истории русской философии. Одно из современных энциклопедических изданий констатирует: «Гоголь несомненно имеет право и должен быть зачислен в разряд крупнейших мыслителей России, оказавших огромное воздействие на дальнейшее развитие всей отечественной культуры, в том числе и философии»3.
Выходит отдельными изданиями духовная проза Гоголя. Однако это только начало. От издания книги до понимания ее многочисленными читателями может пройти немало времени. Это особенно относится к книге «Выбранные места из переписки с друзьями», понять которую непросто. Неслучайно Гоголь советовал (в письме Белинскому) перечитывать ее неоднократно: «Я очень не даром молил всех прочесть мою книгу несколько раз, предугадывая вперед все эти недоразумения»4. Надо вчитываться в это произведение, идя навстречу мыслям автора, и тогда его содержание постепенно открывается.
Гоголь в письме к Н. Языкову писал: «Вырастает дерево и на голом камне, но это не делается вдруг, вначале камень покрывается едва заметною плеснью, чрез несколько времени, наместо ее, показывается уже видимый мох, потом первое растение; растение сгнивши приготовляет почву для дерева; наконец показывается самое дерево»## Гоголь Н. В. Письмо Н. М. Языкову от 4 ноября н. ст. 1843 г.
- Чернышевский Н. Г. Очерки гоголевского периода русской литературы // Чернышевский Н. Г. Полн. собр. соч. в 15 тт. Т. 3. М.: Гослитиздат, 1953. С. 11.[↩]
- Гоголь Н. В. Письмо Россету А. О., 11 февраля н. ст. 1847 г. Неаполь // Гоголь Н. В. Полн. собр. соч. в 14 тт. Т. 13. Письма, 1846-1847. М.: АН СССР, 1952. С. 209.[↩]
- Русская философия. Малый энциклопедический словарь / Отв. ред. А. И. Алешин. М.: Наука, 1995. С. 132.[↩]
- Гоголь Н. В. Письмо В. Г. Белинскому, около 20 июня н. ст. 1847 г. Франкфурт // Гоголь Н. В. Указ. изд. Т. 13. С. 327. [↩]
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.
Статья в PDF
Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №4, 2015