«Величайшая гордость наша»
Чем дальше в глубь истории отдаляется от нас время жизни Пушкина, тем несомненнее и огромнее становится бессмертие его творений. Размышляя об этом, можно лишний раз подивиться прозорливости автора «Памятника»: «народная тропа» к Пушкину растет, превращаясь в широкую дорогу, С течением лет пушкинские годовщины все более приобретают характер не столько знаменательной литературной даты, сколько общенационального празднества, всенародного торжества. Не только «Русь», но и поистине «всяк сущий в ней язык» чествует величайшего из гениев русской культуры: подтверждается ленинская мысль о том, что, только взяв власть в свои руки, народ сможет сделать великие сокровища культуры своим достоянием. Именно в эпоху, когда осуществляются социалистические идеалы, идеалы гуманизма, когда богатство духовного мира каждой личности в социалистическом обществе превращается из мечты в реальную цель, – именно в эту эпоху и раскрывается во всем величии гений Пушкина, Можно без преувеличения сказать, что Пушкин – один из наиболее «популярных» писателей в нашей стране, один из самых «современных» авторов, что все более широким становится знание Пушкина и все более глубоким – постижение его.
Об этом говорят и ответы видных писателей и деятелей искусства, к которым редакция «Вопросов литературы» обратилась со следующей анкетой:
- В чем, на Ваш взгляд, современное значение Пушкина и что следует понимать под «традициями Пушкина»?
- Какие произведения Пушкина, какие черты его творчества наиболее близки Вам? Что Вам дает художественный опыт Пушкина?
Читая полученные ответы, нетрудно заметить, что именно современность Пушкина – основная их тема. И это не общие, приличествующие юбилею, слова, «На многие вопросы, волнующие нас сегодня, он уже ответил лет полтораста тому назад», – говорит В. Катаев. «Великий поэт давно перестал быть фактом литературной истории, – продолжает эту мысль Вс. Рождественский. – Для нас он не только высочайший образец художественного осознания мира, но еще в большей степени наш современник… Ко многим определениям сущности его поэзии, какие были даны предшествующими поколениями, мы можем добавить и свое: исключительную восприимчивость пушкинской музы ко всем основным и прогрессивным событиям в общественной среде его времени. И притом отзывчивость не пассивную, а действенную, глубоко принципиальную, во имя свободолюбивых интересов». Слова поэта – это его дела. Гармония Пушкина – это гармония граждански мыслящего и чувствующего человека. Гражданское чувство было для него чувством гуманистическим. Именно сострадание к людям, боль за людей всегда двигали его творчеством. И правы поэты, пишущие в своих ответах, что все лучшее, что создано в русской поэзии до наших дней, есть «не эхо, но полногласное продолжение всего того, о чем время говорило когда-то устами Пушкина» (Л. Мартынов), что продолжение пушкинских традиций есть не подражательство, а поиски «естественного слова, которое передавало бы верно и правдиво ушедшую далеко вперед жизнь с присущими ей заботами, запросами и сложностями» (А. Кулешов), что одна из главных традиций Пушкина – это «чувство ответственности перед временем и историей» (Г. Абашидзе).
Во всем этом – и объективное свойство пушкинского гения, раскрывающегося во времени, в меняющемся мире, и углубление нашего собственного знания жизни, понимания мира, а потому и более глубокое постижение пушкинского творчества. Д. Кугультинов в своем ответе верно отмечает ограниченность узкосоциологической точки зрения на наследие Пушкина: «Ведь мы сегодня живем и чувствуем в другую эпоху, когда в Лету кануло время Николаев и бенкендорфов… И мы, исходя из своего опыта и бросая взгляд на зримое будущее, можем смело утверждать, что она (поэзия Пушкина. – Ред.) будет и впредь звучать с такой же силой…»
Во многих ответах проводится мысль о том, что Пушкин учит мыслить широко, диалектически, творить смело, масштабно и глубоко. Но он учит не только мыслить и писать. Он учит и жить, – не случаен широкий, массовый интерес к жизни Пушкина и его личности, издавна побуждавший, как верно замечает М. Стельмах, слагать о поэте «предания и легенды, которые живут без малого полтора столетия». Говоря о личности и жизни Пушкина, уместно привести слова Д, Самойлова: «Пушкин не идеальный абстрактный герой, он конкретная личность, находившаяся в конкретных, и часто неблагоприятных, обстоятельствах, и в этих обстоятельствах Пушкин всегда находил самую верную линию поведения и самое высокое выражение личности».
Пушкин – необходимая часть нашего бытия. Убежденность эта звучит и в ответах на вопросы нашей анкеты: с одной стороны, утверждение Вл. Санги: «Создавать большие (то есть народные) литературы – вот главная традиция, идущая от Пушкина»; с другой, поэтическая мысль И. Смоктуновского: «Пушкин стал у каждого из нас вторым и неотъемлемым «я», он стал нашими «генами»… Едва ли удивило бы, если какой-нибудь из российских подростков, не уча никогда ранее, вдруг обнаружил бы зыбкое, неосознанное, но и тем не менее знание стихов его», – это все, в сущности, и есть та «духовная сфера, именуемая Пушкинианой», о которой пишет Н. Тихонов.
Для большинства авторов предложенные вопросы – на это и рассчитывала редакция – стали прежде всего поводом для свободного размышления, а не ограничивающей «рамкой». И не стоит искать в ответах на нашу анкету того единообразия, какое обычно предполагается «анкетными вопросами»; у каждого «свой Пушкин», в каждом он живет по-своему. Но все вместе эти ответы разных художников, представителей разных народов нашей страны, подтверждают известные слова Горького: «Гигант Пушкин, величайшая гордость наша и самое полное выражение духовных сил России».
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.