В плену «языковой фактуры»
Дискуссия о слове и образе, как мне кажется, свидетельствует о том, что все еще не изжита борьба двух течений среди лингвистов и литературоведов, что часть их ревниво оберегает одну науку от влияния другой. Между тем в последние годы стало еще более заметным воздействие жизни на любую науку, все чаще и чаще ученые смежных дисциплин объединяют свои усилия для исследования близких по тематике проблем.
А. Ефимов, открывая свою статью высказыванием К. Федина* («Разговор о мастерстве писателя следует начинать с языка»), тем самым берет художника в союзники. Однако пафос выступлений К. Федина и А. Ефимова направлен далеко не на одно и то же. Приходится сожалеть, что исследователь взял из речи писателя только ее начало, вне связи с той идеей, которая одухотворяет эту речь. А между тем К. Федин весь смысл работы над языком видит в том, чтобы «в коротких чертах, в отчетливом действии и проникновенно вскрыть внутреннюю жизнь современного героя», «передать большую правду жизни», то есть считает точность » красоту языка необходимым элементом для передачи содержания произведения. «Слово-самоцель в конце концов бессмысленно, – заявляет он далее, – как бессмысленно всякое орудие, если оно не производит пользы».
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.