Учить творчеству
Всякий раз, когда заходит речь о преподавании литературы в вузе, я вспоминаю, как, придя в университет с пылким намерением познать тайны филологической науки, я вступил в кружок, где мне, первокурснику, сразу же предложили тему «Пушкин и болгарская литература». Доклад был приготовлен к сроку и прочитан, причем никто и не подумал о том, чтобы охладить мой пыл и дать понять, что я взялся рассуждать на избранную тему, не зная не только болгарской литературы, но даже Пушкина.
Множество подобного рода нелепостей возникает потому, что, вместо последовательного воспитания в студенте определенных навыков и умений, мы озабочены лишь тем, как бы побольше заложить в его голову фактов.
В результате, донеся до экзаменационного стола какой-то минимум этих фактов, студент обнаруживает беспомощность в их толковании, теоретическом осмыслении и обобщении.
Как тут не вспомнить слова А. Эйнштейна: «В сущности, почти чудо, что современные методы обучения еще не совсем удушили святую любознательность, ибо это неясное растеньице требует, наряду с поощрением, прежде всего свободы, – без нее оно неизбежно погибает».
Нужно покончить, наконец, с прекраснодушными и бесплодными разговорами о необходимости самостоятельной работы студентов и перейти к делу, решительно перестроив общие курсы и сократив их объем. Что касается вопроса об отмене общих курсов, впервые поднятого Н. Гудзием еще несколько лет назад на страницах «Литературной газеты», то он решен Жизнью, и вряд ли имеет смысл вновь расходовать энергию на споры о нем. Вероятно, целесообразнее было бы конкретно говорить о принципиальных основах общих курсов и о том, каким должен быть теоретико-литературный и эстетический аспект историко-литературных вопросов.
Исследовательские навыки студент должен получать в системе семинаров и спецкурсов.
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.