№2, 1972/Мастерство писателя

Учит ли верлибр поэтическому мастерству?

Свободным стихом в русской поэзии владели отличные поэты – достаточно вспомнить Блока! – но никто не сделал для себя верлибр не только главенствующей, но даже параллельной формой стихосложения. Вряд ли это случайность. Мне думается, что русский рифмованный стих далеко еще не исчерпал свои возможности. В отличие от польского или французского, русский язык допускает ударения не только на предпоследнем и последнем слоге, но даже на пятом и шестом от конца. Соответственно увеличивается возможность рифмовки. Наконец, допустимы комбинации рифм: гипердактилической с женской, стяженной и усеченной и т. д. и т. п.

Французы, как и поляки, стали задыхаться от банальности, за несколько столетий запас мужских у одних и женских рифм у других был, естественно, исчерпан. И верлибр оказался для них спасением. Нам такая опасность грозит разве что в очень отдаленном будущем. Если мы плохо рифмуем, тому виной либо наша лень, либо плохой вкус, либо отсутствие музыкального слуха.

Но свободный стих, естественно, имеет самостоятельное значение, и, в конце концов, отнюдь не обязательно противопоставлять его стиху рифмованному. Один играет на скрипке, другой на фортепьяно – и лишь бы хорошо получалось. Думается, что, изымая такие музыкально-организующие компоненты, как рифма и четкий ритм, свободный стих должен возмещать их смелой образностью, синтаксическими и композиционными находками.

Цитировать

Наровчатов, С. Учит ли верлибр поэтическому мастерству? / С. Наровчатов // Вопросы литературы. - 1972 - №2. - C. 130-131
Копировать