№8, 1970/Коротко о книгах

Творческая лаборатория Ауэзова

Д. М. Ауэзова, Исторические основы эпопеи «Путь Абая», «Наука», Алма-Ата, 1969, 314 стр.

В книге Л. Ауэзовой «Исторические основы эпопеи «Путь Абая» исследуется одна из интереснейших проблем советской романистики – ее историзм.

«Путь Абая» М. Ауэзова, как известно, является надежным источником для изучения истории Казахстана второй половины XIX – начала XX века, так как жизнь героя книги, классика казахской литературы, просветителя-демократа Абая (Ибрагима) Кунанбаева, показана в тесной связи с жизнью народа, с социальными процессами той эпохи. Это правдивое воспроизведение исторического прошлого и образа Абая достигнуто не только благодаря прекрасному званию писателем жизни и быта казахов, знанию истории народа, но и благодаря умению оживлять силой своего творческого воображения скупые рассказы Современников, народные предания, сохранившиеся в архивах докладные чиновников и т. д. и т. п. Исследователь широко использует архивные источники, в частности личные записи Мухтара Ауэзова, хранящиеся в литературно-мемориальном музее его имени в Алма-Ате, что позволило приподнять завесу над творческой лабораторией писатели и показать, как он художнически претворял материал истории. Записи М. Ауэзова зачастую представляют собой как бы краткий набросок-план той или ивой сюжетной линии. Например, завись, относящаяся к эпизоду похищения Коримбалы, дочери бая, бедняком Оралбаем. Здесь видно, как писатель расставляет действовавших в этом конфликте лиц, которые затем в его эпопее станут участниками страшной степной трагедии, а сама история Оралбая и Коримбалы войдет в роман как одна из типичных судеб казахских Ромео и Джульетт.

Рассказы современников служили М. Ауэзову лишь своего рода отправной точкой для работы художественного воображения. «…Он претворял его (рассказ. – З. П.), – пишет Л.

Цитировать

Пальгова, З. Творческая лаборатория Ауэзова / З. Пальгова // Вопросы литературы. - 1970 - №8. - C. 242-243
Копировать