Целеустремленность анализа
Симион Чиботару. Социальная функция литературы, «Картя молдовеняскэ», Кишинев, 1972, 368 стр. (на молдавском языке).
Книга С. Чиботару «Социальная функция литературы» – один из наиболее значительных литературоведческих трудов, вышедших в Молдавии за последние годы. Составившие книгу проблемные статьи, литературные портреты ряда современных писателей, размышления о классическом наследии, дающие четкое представление о направлении научных поисков ее автора на протяжении полутора десятков лет, группируются вокруг трех основных вопросов. Это – формирование социалистического реализма в молдавской советской литературе (1917 – 1945 годы); взаимосвязи молдавской литературы с другими, братскими литературами народов СССР, прежде всего с русской и украинской; социальная функция художественной литературы в свете современных требований общественного и культурного развития нашей страны.
В таких статьях, как «Литература и идеологическая борьба», «Критика и современный литературный процесс», «Молдавская» советская литература на страницах русской и украинской прессы 30-х годов», «Молдавские писатели и антифашистское движение», «Великий пример советской литературы», «Оружием и пером», привлекают широкий взгляд авторе на литературный процесс, стремление анализировать специфически молдавский материал в контексте общих задач и закономерностей развития многонациональной советской литературы, попытки сопоставить явления национальной литературы с литературами ряда стран Центральной и Юго-Восточной Европы, Украины, Белоруссии, Прибалтийских республик.
В исследованиях С. Чиботару много нового материала. Дело в том, что в результате долголетних поисков исследователь собрал в архивах и книгохранилищах Советского Союза и Социалистической Республики Румынии немало доселе неизвестных или малоизвестных советскому читателю материалов о молдавском литературном процессе в 30-х годах (опубликованных С. Чиботару в сборниках «Годы борьбы», «Братство по оружию» и др.). Книга «Социальная функция литературы» является, таким образом, итогом не только исследовательской, но и многолетней разыскательской работы автора.
В первом разделе, озаглавленном «Позиции и синтезы», С. Чиботару подробно останавливается на своеобразном историческом пути, пройденном молдавской литературой до 1940 года, В результате захвата королевской Румынией в 1918 году правобережной чаете Молдавии – Бессарабии молдавский народ оказался на протяжении 22 лет разделенным на две части, и молдавская литература этого периода развивалась в различных социальных и общественно-политических условиях.
Всестороннему анализу подвергаются в книге произведения К. Кошэрэу, Д. Милева, Т. Малая, М. Андриеску, Л. Корняну, Н. Маркова, И. Канна и других молдавских писателей, работавших в условиях социалистической действительности, воодушевленных идеями социалистического гуманизма и коммунистической партийности, творчески осваивавших опыт других братских советских литератур, опыт русской литературы, и прежде всего Горького и Маяковского.
Бессарабские писатели были вынуждены творить в условиях буржуазно-помещичьего режима. С. Чиботару показывает, как связь с революционным движением и с коммунистической партией помогла Ем. Букову и А. Лупану создать произведения высокой разоблачительной силы, одушевила глубоким демократическим пафосом лучшие произведения Б. Истру, Г. Менюка, Л. Деляну, Т. Ненчева, Ал. Робота, Н. Костенко. Активными пропагандистами опыта советской литературы, в частности творчества Горького, Маяковского, Есенина, явились, наряду с упомянутыми писателями, литературные критики И. Константиновский и В. Панфил, публицист и прозаик Д. Ветров и др. Передовая литература Бессарабии вела активную борьбу против фашизма и реакции, за воссоединение с Советской родиной.
Важно отметить, Что влияние советской литературы на бессарабских писателей рассматривается С. Чиботару не изолированно, а на фоне развития других балканских литератур, в частности румынской и болгарской, а также литератур западных областей Украины и Белоруссии. Таким образом, становится очевидно, что уже в те годы опыт советской литературы приобретал международный характер; выявляется также общность некоторых черт и закономерность появления социалистического реализма в ряде литератур.
Обстоятельно, на обильном фактическом материале исследуется молдавская советская литература военных лет, раскрывается ее патриотический и интернациональный пафос в этот период, ознаменовавшийся выходом молдавской литературы на всесоюзную арену.
Во второй раздел, «Литературные судьбы», включены статьи, в которых автор прослеживает эволюцию ряда молдавских писателей: Ем. Букова, Г. Менюка, Л. Корняну, Б. Истру, анализирует литературное наследие Т. Ненчева и Ал. Робота, погибших в расцвете творческих сил в годы Великой Отечественной войны, творчество А. Лупана, Л. Деляну, А. Липкана. Эти литературно-критические и историко-литературные эссе дополняют и углубляют общую картину развития молдавской литературы, позволяют автору по-новому осветить отдельные стороны литературного процесса.
Следует отметить активную и последовательную позицию автора книги в утверждении принципов марксистско-ленинской эстетики. Наглядными примерами могут тут служить статьи «Литература и идеологическая борьба» (где дается решительный и научно обоснованный отпор буржуазным фальсификаторам истории молдавской советской литературы) и «Критика и современный литературный процесс» (о состоянии и задачах молдавской литературной критики в свете решений XXIV съезда КПСС).
Духом современности проникнуты заключительные статьи книги, объединенные в разделе «Памяти предшественников» и раскрывающие демократические, гуманистические традиции молдавской классической литературы (А. Руссо, В. Александри, Й. Крянгэ).
К сожалению, в книге меньше, чем это следовало бы, уделено внимания анализу мастерства молдавских писателей, проблемам стилей в литературе социалистического реализма.» С большей подробностью могли бы быть рассмотрены споры, которые ведутся в настоящее время по важным проблемам социалистического реализма в его соотношении е другими художественными методами.
В целом книга «Социальная функция литературы» является серьезным вкладом в изучение молдавской советской литературы в свете задач, выдвинутых перед советскими литературоведами и критиками в Решениях XXIV съезда партии, в Постановлении ЦК КПСС «О литературно-художественной критике».
г. Кишинев
Статья в PDF
Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №11, 1973