Суфийская концепция «Белых журавлей» Расула Гамзатова
Хизри ИЛЬЯСОВ
СУФИЙСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ
«БЕЛЫХ ЖУРАВЛЕЙ» РАСУЛА ГАМЗАТОВА
Из произведений о Великой Отечественной войне особое место принадлежит стихотворению Р. Гамзатова, ставшему песней, – «Журавли»:
Мне кажется порою, что солдаты,
С кровавых не пришедшие полей,
Не в землю нашу полегли когда-то,
А превратились в белых журавлей.
Они до сей поры с времен тех дальних
Летят и подают нам голоса.
Не потому ль так часто и печально
Мы замолкаем, глядя в небеса?
Летит, летит по небу клин усталый,
Летит в тумане на исходе дня,
И в том строю есть промежуток малый,
Быть может, это место для меня.
Настанет день, и с журавлиной стаей
Я поплыву в такой же сизой мгле,
Из-под небес по-птичьи окликая
Всех вас, кого оставил на земле.
Мне кажется порою, что солдаты,
С кровавых не пришедшие полей,
Не в землю нашу полегли когда-то,
А превратились в белых журавлей.
Казалось бы, все понятно в этом поистине народном стихотворении. Но не скрывается ли в его столь внятных, доступных строках некая загадка, связанная прежде всего с восточной культурой? В этой заметке речь пойдет именно о такой – неочевидной, но многозначительной – связи образов птиц в гамзатовском стихотворении с суфийской образностью.Читатель будет вправе задать вопрос: а при чем тут суфийский образ птицы? Но обратим внимание на такие ключевые слова стихотворения, как «белые журавли», «превратились», «клин», «стая», «промежуток».Не связаны ли «белые журавли» с Птицей Семург, этим суфийским Фениксом, восстающим из пепла? Суфийские образы и мотивы в дагестанской литературе мало изучены. Между тем они присутствуют в творчестве многих горских поэтов и писателей; часто прибегал к суфийской терминологий и Р. Гамзатов.
Образ солдат, превратившихся в журавлей, связывает птиц с Семургом-Фениксом – ведь «солдаты, с кровавых не пришедшие полей», которые «не в землю нашу полегли когда-то, а превратились в белых журавлей», преодолевают смерть подобно мифическому Семургу-Фениксу. При этом слово «белые» несет дополнительную смысловую нагрузку, подчеркивая избранность, исключительность павших солдат, ставших птицами.
Образ птицы переменчив, как само быстротечное время, и принимает различные, иногда диаметрально противоположные оттенки. Священная Книга, или аль-Коран, соотносится с Птицей и Мизаном (Весами). Птица – прообраз небесной книги.
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.
Статья в PDF
Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №6, 2007