№6, 2007/Заметки. Реплики. Отклики

Суфийская концепция «Белых журавлей» Расула Гамзатова

Хизри ИЛЬЯСОВ

СУФИЙСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ
«БЕЛЫХ ЖУРАВЛЕЙ» РАСУЛА ГАМЗАТОВА

 

Из произведений о Великой Отечественной войне особое место принадлежит стихотворению Р. Гамзатова, ставшему песней, – «Журавли»:

Мне кажется порою, что солдаты,

С кровавых не пришедшие полей,

Не в землю нашу полегли когда-то,

А превратились в белых журавлей.

Они до сей поры с времен тех дальних

Летят и подают нам голоса.

Не потому ль так часто и печально

Мы замолкаем, глядя в небеса?

Летит, летит по небу клин усталый,

Летит в тумане на исходе дня,

И в том строю есть промежуток малый,

Быть может, это место для меня.

Настанет день, и с журавлиной стаей

Я поплыву в такой же сизой мгле,

Из-под небес по-птичьи окликая

Всех вас, кого оставил на земле.

Мне кажется порою, что солдаты,

С кровавых не пришедшие полей,

Не в землю нашу полегли когда-то,

А превратились в белых журавлей.

Казалось бы, все понятно в этом поистине народном стихотворении. Но не скрывается ли в его столь внятных, доступных строках некая загадка, связанная прежде всего с восточной культурой? В этой заметке речь пойдет именно о такой – неочевидной, но многозначительной – связи образов птиц в гамзатовском стихотворении с суфийской образностью.Читатель будет вправе задать вопрос: а при чем тут суфийский образ птицы? Но обратим внимание на такие ключевые слова стихотворения, как «белые журавли», «превратились», «клин», «стая», «промежуток».Не связаны ли «белые журавли» с Птицей Семург, этим суфийским Фениксом, восстающим из пепла? Суфийские образы и мотивы в дагестанской литературе мало изучены. Между тем они присутствуют в творчестве многих горских поэтов и писателей; часто прибегал к суфийской терминологий и Р. Гамзатов.

Образ солдат, превратившихся в журавлей, связывает птиц с Семургом-Фениксом – ведь «солдаты, с кровавых не пришедшие полей», которые «не в землю нашу полегли когда-то, а превратились в белых журавлей», преодолевают смерть подобно мифическому Семургу-Фениксу. При этом слово «белые» несет дополнительную смысловую нагрузку, подчеркивая избранность, исключительность павших солдат, ставших птицами.

Образ птицы переменчив, как само быстротечное время, и принимает различные, иногда диаметрально противоположные оттенки. Священная Книга, или аль-Коран, соотносится с Птицей и Мизаном (Весами). Птица – прообраз небесной книги.

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №6, 2007

Цитировать

Ильясов, Х. Суфийская концепция «Белых журавлей» Расула Гамзатова / Х. Ильясов // Вопросы литературы. - 2007 - №6. - C. 339-341
Копировать