№2, 2004/Книжный разворот

«Странная» поэзия и «странная» проза

Если бы речь шла о сюжетном повествовании, то можно было бы сказать, что перед нами книга с благополучным финалом. Несколько работ, завершающих ее, – из числа лучших. Дочитавшие до конца будут вознаграждены.

Статья Е. М. Виноградовой «Слово сказанное и слово услышанное (О некоторых «странностях» в языке романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита»)» – лингвистическое исследование способов нарушения языковой коммуникации в тексте. Она получила право появиться в сборнике не по линии Заболоцкого, а потому, что обращена к изучению «странностей» (наряду с несколькими работами о творчестве Д. Хармса). Эмблематичным для всего романа Булгакова сочтен первый же диалог – с «женщиной в будочке», тоном своего ответа выказавшей обиду, когда страдающий от жары Берлиоз попросил: «Дайте нарзану». Женщина смягчится только после того, как Иван Бездомный снизит уровень ожидания до вопросительной интонации: «Пиво есть?» – а завершит смиренным: «А что есть?»

Это прелюдия к тому, что в мире, в котором пребывают герои, куда-то подевалось все, даже бог и дьявол, на предполагаемое отсутствие которых Воланд откликнется укоризненно: «Что же это у вас, чего ни хватишься, ничего нет!» (с. 306 – 307).

Один из редакторов сборника, И. Е. – Лощилов, сообщает о двух опытах работы Заболоцкого в кино. Л. Д. Ковтун публикует сатирическую поэму Александра Грина, а А. Е. Яблоков – текст из литературного дневника Венедикта Ерофеева, сопровождаемый постановкой проблем, связанных с текстологией и положением дел с архивом писателя. Наконец, завершает все критический разбор книги Д. В.

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №2, 2004

Цитировать

Шайтанов, И.О. «Странная» поэзия и «странная» проза / И.О. Шайтанов // Вопросы литературы. - 2004 - №2. - C. 364-365
Копировать