Среди журналов и газет
«ПРОСИМ ОСВОБОДИТЬ ИЗ ТЮРЕМНОГО ЗАКЛЮЧЕНИЯ» (Письма в защиту репрессированных). Хранившиеся до недавнего времени под запретом следственные дела о репрессированных по политическим мотивам гражданах содержат в себе не только доносы, оговоры и самооговоры, но и документы, свидетельствующие о чести, достоинстве и силе духа как самих жертв, так и тех, кто решился выступить в защиту осужденных. Об этом свидетельствует ряд документов, публикуемых В. Гончаровым на страницах журнала «Источник»(1995, N 5).«Это письма известных ученых, писателей, художников, композиторов, получивших признание благодаря сделанному ими вкладу в развитие отечественной науки, литературы и искусства. Отдадим должное и их мужеству, милосердию», – пишет публикатор.
Подборка документов (всего их пять) открывается письмом Михаила Булгакова И. В. Сталину в защиту драматурга Николая Эрдмана, постановлением Особого совещания при Коллегии ОГПУ от 16 октября 1933 года приговоренного к высылке в г. Енисейск сроком на три года по обвинению «в сочинении и нелегальном распространении контрреволюционных литературных произведений».
«Иосифу Виссарионовичу Сталину от драматурга Михаила Афанасьевича Булгакова.
Глубокоуважаемый Иосиф Виссарионович!
Разрешите мне обратиться к Вам с просьбою, касающейся драматурга Николая Робертовича Эрдмана, отбывшего полностью трехлетний срок своей ссылки в городах Енисейске и Томске и в настоящее время проживающего в г. Калинине.
Уверенный в том, что литературные дарования чрезвычайно ценны в нашем отечестве, и зная в то же время, что литератор Н. Эрдман теперь лишен возможности применить свои способности вследствие создавшегося к нему отрицательного отношения, получившего резкое выражение в прессе, я позволяю себе просить Вас обратить внимание на его судьбу.
Находясь в надежде, что участь литератора Н. Эрдмана будет смягчена, если Вы найдете нужным рассмотреть эту просьбу, я горячо прошу о том, чтобы Н. Эрдману была дана возможность вернуться в Москву, беспрепятственно трудиться в литературе, выйдя из состояния одиночества и душевного угнетения.
М. Булгаков.
Москва, 4 февраля 1938 года» (ЦА ФСК РФ).
Письмо поступило в НКВД из ЦК ВКП(б) 7 февраля 1938 года. В следственном деле имеется служебная записка от 28 марта 1938 года с заключением: «Возвращение Эрдмана в г. Москву нежелательно».
«ЭТА ПОДДЕРЖКА ВЫРАЖАЛАСЬ В ФОРМЕ ГОНОРАРА». Политическое соперничество двух «выдающихся вождей» – И. В. Сталина и Л. Д. Троцкого, – казалось, не оставляло возможности взаимопонимания. Однако в вопросах партийного руководства «молодыми писателями, художниками и пр.» они находили общий язык. Об этом свидетельствуют документы (всего шесть) из Архива Президента Российской Федерации, публикуемые на страницах журнала «Источник» (1995, N6).
Под грифом «С. секретно» публикуется Записка Л. Д. Троцкого в Политбюро ЦК ВКП(б) от 30 июня 1922 года:
«В ПОЛИТБЮРО
О молодых писателях, художниках и пр.
Мы несомненно рискуем растерять молодых поэтов, художников и пр., тяготеющих к нам.
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.
Статья в PDF
Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №5, 1998