Среди журналов и газет
ВСТРЕЧИ С ЕСЕНИНЫМ – так называется заметка Ю. Песикова, помещенная в газете «Коммунист» (Саратов, 29 декабря 1981 года). В ней автор рассказывает о встрече с 83-летним В. И. Гастевым, бывшим импресарио Есенина.
«Это было в начале лета двадцатого года. Я тогда жил в Москве. Как-то вечером на улице случайно встретился с моим земляком – нижегородцем Мариенгофом. Толя пригласил меня к себе. Он обитал в одном из переулков недалеко от Художественного театра, почти в самом центре Москвы. Когда подходили к его дому, Толя сказал, что живет не один, а вместе со своим другом – поэтом.
…За столиком, заваленным рукописями, журналами, сидел молодой парень – очень красивый. Прямо-таки красавец писаный. Подтянутый, изящный, статный. Голубые глаза, красивые брови, открытое лицо. Густая шапка кудрявых золотистых волос.
Он вышел из-за столика, протянул мне руку:
– Есенин».
По предложению А. Мариенгофа, Г. Колобова и С. Есенина В. Гастев согласился быть импресарио поэта.
В служебном вагоне Колобова Есенин, Мариенгоф и Гастев совершили поездку, о которой в своих мемуарах рассказал А. Мариенгоф. Гастев об этом рассказывал так:»Сразу же по приезде в Ростов я приступил к своим обязанностям импресарио: давал объявления о предстоящем выступлении поэтов, снимал помещения.
Есенин и Мариенгоф читали свои стихи на литературном вечере в театре, клубах и других местах. Сергей читал изумительно. Его долго не отпускали.
После Ростова в колобовском вагоне мы добрались до Пятигорска. Выступали также в Кисловодске, Баку, Таганроге.
Когда мы ехали… до Баку, я был свидетелем примечательного эпизода.
Рядом с нашим поездом бежал жеребенок. Напрягаясь изо всех сил, он пытался обогнать поезд, но куда ему! Жеребенок стал отставать. Признаться, на меня это состязание особого впечатления не произвело. А Сергей… Сергей был прямо-таки потрясен.
Уже на следующий день утром в вагоне Есенин читал нам одну из лучших своих поэм – «Сорокоуст»:
Милый, милый, смешной
дуралей,
Но куда он, куда он
гонится?
Неужель он не знает, что
живых коней
Победила стальная конница?
Немного помолчав, Гастев продолжал:
– С Сергеем мы были, как говорится, бок о бок в двадцатом году, когда я был его импресарио. А в двадцать первом я уже работал старшим инспектором в Наркомате путей сообщения. Но с Есениным мы продолжали встречаться. По-прежнему ходил к нему домой, бывал на его выступлениях в Политехническом музее.
Последний раз мы виделись с Сергеем в 1922 году перед его поездкой с Айседорой Дункан за границу. Незадолго до этого он подарил мне свою книжечку стихов «Голубень» с надписью: «Дорогому Васе с любовью.
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.
Статья в PDF
Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №6, 1982