Среди журналов и газет
ИЗ ПЕРЕПИСКИ И. МЕЛЕЖА. Существует область писательской деятельности, которая обычно мало известна широкому читателю, – это переписка, пишет Л. Мазаник, публикатор большой подборки писем И. Мележа и литературных деятелей («Неман», 1983, N 2). К своей переписке писатель относился с большой ответственностью, в ней он иногда полемизировал с собеседником, подробно аргументируя возможность принятия или непринятия того или иного предложения, замечания. Вот характерный пример.
«Только недавно, – пишет С. Смирнов И. Мележу 20 сентября 1955 года, – мне довелось прочитать Ваше «Минское направление» и хочется просто поделиться с Вами тем удовольствием, которое доставил Ваш роман, и высказать некоторые мысли, возникшие в процессе чтения. И не только чтения. По просьбе «Военного вестника» я написал для них большую рецензию на «Минское направление» (на авторский лист), и она идет у них в десятом номере. Надо ли говорить, что рецензия эта вполне положительная, хотя я и предъявляю Вам ряд, по-моему, необходимых претензий. Зная по своему личному опыту, как помогает в работе доброе слово товарища по профессии и просто читателя, я не хочу ограничиваться общением с Вами через страницы журнала, но и сказать несколько слов лично.
Вы написали настоящий хороший роман о войне, и хочется поблагодарить за него Вас от имени участников войны, к числу которых принадлежу и я…
Я не буду повторять мысли из своей рецензии – Вы прочтете ее. Скажу только, что все мои упреки к Вам идут только по линии показа крупных военачальников: Черняховского, Щербатюка и др. Но, упрекая Вас в том, что этим Вашим героям не хватает масштабности, размаха и глубины крупных полководцев, я отчетливо представляю себе, как невероятно трудна эта задача…».
«Письмо Ваше, – пишет И. Мележ, – меня очень взволновало своей сердечностью и хорошим, дружеским тоном…
Недавно я прочитал и Вашу рецензию в «Военном вестнике». Она мне понравилась, понравилась той же сердечностью, которую я почувствовал и в письме, понравилась тем, что Вы так внимательно прочитали книгу, увидели многое из того, что так трудно увидеть со стороны и чего многие не умеют заметить. Меня тронуло, что Вы так обстоятельно, так серьезно говорите о книге.
Я не уверен, стоит ли после всего этого поднимать разговор об одном вопросе, показавшемся, мне кажется, в Вашей статье. Но я все же хочу сказать несколько слов, может быть, не столько в порядке полемики с Вами, сколько для того, чтобы высказать некоторые свои сомнения и мысли. Это – о Черняховском. Мне кажется, что Вы слишком выделили этот образ. Для меня Черняховский всего лишь один из основных образов, но не самый главный…
Я принимаю многие Ваши замечания по этому образу. Должен сказать, что, несмотря на срывы в этих главах книги, я отдал ему труда больше, чем, пожалуй, любому другому образу. Я не хочу снимать с себя вину, но мне кажется, что в слабостях образа Черняховского сказались не только мои творческие изъяны, но и слабости нашей общей военно-исторической работы. Ведь как трудно создавать художественный образ, такой сложный хотя бы в области своей профессиональной деятельности, если нет ни одного серьезного, квалифицированного, чисто военного исследования о Черняховском. Ведь здесь тоже нельзя обходиться без взаимодействия!..»
Особого внимания заслуживает переписка И. Мележа с Я. Скрыганом в 1961 – 1962 годах. Я. Скрыган был в то время заместителем главного редактора журнала «Полымя», где должен был публиковаться новый роман Мележа «Люди на болоте». Письма Я. Скрыгава после прочтения рукописи романа были первым читательским откликом.
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.