№2, 1981/Советское наследие

Современный литературный процесс и герои наших дней

Афинский юноша, который оканчивал школу и становился эфебом, гражданином, приносил такую клятву: «Я не посрамлю священного оружия и не оставлю в бою товарища… буду повиноваться законам установленным и тем, которые установит сообща народ, и буду защищать их один и со всеми».

В том замкнутом мире, какими были античные государства, это был высший образец исполнения гражданского и просто человеческого долга. В тот век, а может, и во все прежние века.

Но поставим вопрос: может ли сегодня в идеале удовлетвориться этим человек – выжить, воспитать детей, защитить свое государство?.. Сегодня мы вынуждены думать и о том, как сберечь воду и воздух на всей планете, где искать новые источники энергии, как выйти в космос, чтобы не погибнуть в замкнутом пространстве, исчерпав материальные и все другие ресурсы, как пе расплескать человеческую душу в этом, ставшем огромным, мире, как сберечь и приумножить те моральные ценности, которые накопило за века человечество. Мы вынуждены также готовиться к постижению сакраментального: кто мы в космосе, только ли звено в цепи вечного бытия, или наше предназначение и впрямь особенное? И в чем тогда оно заключается?

Разрешить эти задачи люди могут только сообща, объединив усилия. Примером такого объединения, и притом первым в истории, является наше советское содружество народов, которые соединили свои усилия для разрешения материальных, социальных задач и творят нового человека, которому будет по плечу многое, в том числе и те космические задачи…

Известно, начало всего есть труд. Сегодня быть передовым человеком – это значит осознавать свой труд как частицу великого дела строительства коммунизма. Мыслью о том, что и литературный труд – частица этого общего дела, проникнуты строки приветствия Л. И. Брежнева нашей конференции.

Труд на благо социалистического общества является тем первым и главнейшим качеством, которое делает человека интернационалистом. Понять природу этого явления, правильно изобразить его – серьезная задача литературы. Вспомним первые интернациональные стройки страны: Магнитка, Днепрогэс, легендарные Нефтяные Камни, освоение Голодной степи… Вспомним нашедший широкое отображение в литературе энтузиазм первостроителей. Как не под силу одной республике было справиться с такими грандиозными задачами, так и не под силу было бы литературе одного народа полно отобразить героику грандиозных строек. Интернациональная художественная летопись советских строек продолжается, как продолжается в буднях коммунистического строительства непрерывный процесс обмена материальными и духовными ценностями народов нашей страны, процесс, зародившийся на заре советской власти.

Наряду с произведениями Каххара, Гуляма художественной летописью Голодной степи стал «Роман межгорья» Ивана Ле, в котором украинский писатель с большой художественной силой воссоздает образ нового человека, инженера – узбека Али Мухтарова. Эта прекрасная традиция красной нитью прошла через всю советскую литературу, от «Последнего из удэге» до «Пегого пса…», который бежит по берегу далекого – и очень близкого Чингизу Айтматову – холодного моря…

И если мы продолжим трассу в наши дни и доведем ее до БАМа, то увидим, что художественная летопись и этой великой стройки складывается из стихотворений О. Сулейменова, Е. Евтушенко, С. Данилова, Д. Кугультинова, повестей Олеся Лупия, С. Тельнюка, Л. Горлача, Б. Машука и многих других… Участие в строительстве БАМа выступает в этих произведениях мерилом стойкости и закалки советского молодого человека, проверкой его «запаса прочности», его физического и нравственного здоровья. Вот об этих качествах, об активной, деятельной личности как примере для других, о человеке-творце и написаны эти книги. О людях, больше заботящихся об общем благе, нежели о себе, о долге побратимства, взаимовыручке, желании постичь мир человека другой национальности…

Конечно, мы наблюдаем и немало случаев фиксации только поверхностных атрибутов быта, быстротекущего дня. Некоторые писатели считают, что достаточно назвать города, из которых прибывают материалы на БАМ, и фамилии строителей, людей из разных республик, и это уже будет интернационализм. В таких произведениях нет человеческих судеб. Но ведь только глубокие человеческие судьбы были и остаются предметом художественного исследования, только при столкновении сильных человеческих личностей писатель может добыть тот горючий материал, который способен зажечь сердца читателей.

Жизнь – лучшая книга. И примеры интернационального единения подсказывает она сама. Да, верно говорил здесь В. Петросян корни, истоки нашей дружбы уходят далеко-далеко в глубь веков. Они таятся в общности судеб и задач, и в первую очередь совместной борьбы против поработителей. Вглядываясь в криницы прошлого, мы видим в них будущее. Мы извлекаем для себя опыт человеческого общения, глубже познаем историческое движение жизни, и не только в рамках одного народа.

Мы не только по-новому осознаем национальные традиции своего народа, мы сравниваем их с традициями братских народов, выбираем золотые зерна их исторической, классовой мудрости и засеваем этим зерном уже одну, общую ниву.

В этом убеждаешься, перечитывая романы С. Бородина, Г. Гулиа, П.

Цитировать

Мушкетик, Ю. Современный литературный процесс и герои наших дней / Ю. Мушкетик // Вопросы литературы. - 1981 - №2. - C. 82-86
Копировать