№1, 2006/В шутку и всерьез

Советская периодика в эпиграммах

С тех пор, как появились первые газеты и журналы, стало формироваться и отношение к ним – общее и частное, объективное и пристрастное позитивное и критичное. Периодические издания, распространяясь публично, не могли не затрагивать интересов тех, чью точку зрения поддерживали, и тех, против кого выступали и с кем боролись. Неудивительно, что вокруг них постоянно возникали водовороты споров, пикировок, скандалов, порой доходящих едва ли не до открытых боевых действий. На страницах периодики борьба мнений выражалась по-разному: от сдержанных аналитических обзоров до площадной брани. В этом дискуссионном интервале находилось место и эпиграммным отзывам. В них можно ощутить отголоски истории российской журналистики, отраженной порой несправедливо, но в целом резонно и занимательно.

Уже первые издания журналов и альманахов вызвали активный поток едких миниатюр Г. Державина, И. Дмитриева, К. Батюшкова, А. Пушкина, Н. Языкова, С. Соболевского, Н. Полевого… В 60-е годы XIX века нападки на прессу достигли апогея благодаря пристрастной критике Н. Щербины, Д. Минаева, В. Курочкина. Начало XX века оказалось любопытным по сращиванию критических и юмористических оценок Периодики. В это время эпиграммы на газеты и журналы стали появляться целыми циклами. Так, например, серия эпиграмм Авеля (Л. М. Василевского) «Из записных книжек журналов» (1909 год) затрагивала «Вестник Европы», «Образование», «Современный Мир», «Весы», «Русскую мысль», «Трудовой Путь», «Перевал», «Золотое Руно», «Русское Богатство». Среди авторов эпиграммных отзывов о прессе были и поэты-лирики, и прозаики, и желчные сатирики, и сами журналисты, а зачастую люди в литературе случайные.

Одна из первых эпиграмм, посвященная выходящим в России журналам, появилась на рубеже XVIII и XIX веков и до сего дня не потеряла своей актуальности. Ее автор – сатирик И. Дмитриев – прозрачно переиначив названия некоторых реально существовавших журналов, выразил фактическое отношение к ним со стороны читателей:

Как этот год у нас журналами богат!

И «Вестник от карел», и «Просвещенья сват»,

«Аврора» и «Курьер Московский» – не Европы,

И грузный «Корифей» – дорожник на Парнас…

Какой для чтения запас!

А более для….

Параллельно с эпиграммами на газеты и журналы появлялись эпиграммы на их редакторов и издателей. Трудно сказать, какие из них были более действенны, но, пожалуй, коллективные обвинения были не столь обидны, как персональные. Особенно в тех случаях, когда личностные претензии высказывались в оскорбительном тоне,как, например, в эпиграмме С. Соболевского на журнал «Маяк современного просвещения», издававшийся П. Корсаковым и С. Бурачком:

Просвещения Маяк

Издает большой дурак,

По прозванию Корсак;

Помогает дурачок,

По прозванью Бурачок.

В советское время, в связи с массовым интересом к прессе, отношение к ней существенным образом изменилось. Поскольку, в силу сложившихся обстоятельств, политические издания критиковать было затруднительно, сатира сосредоточилась на периодике литературной. В 20-е годы каждая литературная группировка (а их было немало) стремилась открыть свой ведомственный орган, отстаивающий ее взгляды и порочащий взгляды соперников. Читатель, интересовавшийся современной литературой, пытаясь разобраться в хитросплетениях их отношений, должен был внимательнейшим образом штудировать массу литературных журналов. Об этом образно писал Арго в очередной переделке «Евгения Онегина» («Сон Татьяны»):

Литература ей кумиром –

Татьяна бредит «Новым миром»,

«Журнал для всех» и «На посту»

В ней взбудоражили мечту.

Она читает дни и ночи,

Читает стоя, на ходу

И ленинградскую «Звезду»

Предпочитает звездам прочим;

Ее в пример для прочих дев

Пленил не модный лиф, а «ЛЕФ».

Обилие литературных изданий и противостояние их редакций порождало обилие критических отзывов, включая эпиграммы. Нельзя не отметить разницы в их стилистике разных лет: безапелляционная грубость и тенденциозность 20 – 30-х годов сменилась в 60 – 70-е годы иронией и шуткой. И только период так называемой перестройки вновь обострил сатирический дух авторов.

Эпиграммы, представленные в подборке, имеют разное происхождение. Некоторые из них были опубликованы, другие не предназначались для печати, одни оказались лояльны по отношению к печатным органам, другие – непримиримы к ним. И те, и другие относятся как к конкретным изданиям, так и к их редакторам. Поскольку со временем и газеты и журналы претерпевали существенные изменения, менялись и их эпиграммные оценки. Приведенные эпиграммы позаимствованы из периодики прошлых лет, из сборников разных авторов и из собраний любителей этого острого жанра.

Журнал «КРАСНАЯ НОВЬ»

На фоне нэповских условий

Загадка странная дана.

Что старо – красно в «Красной Нови»,

А новь-то – вовсе не красна.

 

Журнал «ЖИЗНЬ ИСКУССТВА»

На главного редактора Гайка Адонца

Без винтика в хозяйстве трудно жить,

И в гайках тоже надобность бывает,

Здесь гайки водятся, но невозможно скрыть,

Что винтика в журнале не хватает.

Е. Полонская

 

Журнал «ПЕЧАТЬ И РЕВОЛЮЦИЯ»

Журнал – о том нельзя молчать, –

Преследующий цель исконную:

На все кладет свою печать,

Не слишком революционную.

Семипядей Волбухин

 

Журнал «НА ЛИТЕРАТУРНОМ ПОСТУ»

Вдрызг размазано.

Строго велено.

Много сказано.

Мало сделано.

Мировой пожар в крови…

Господи, благослови!

А. Безыменский

 

Журнал «НОВЫЙ ЛЕФ»

Пыл!

Бред!

Был!

Нет!

А. Безыменский

 

Журнал «ЛИТОБОЗРЕНИЕ»

Если собрать воедино: сомнения,

Яд озлобления, горечь презрения, –

Это и будет «Литобозрение».

С. Швецов

 

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №1, 2006

Цитировать

Кузнецов, Э.А. Советская периодика в эпиграммах / Э.А. Кузнецов // Вопросы литературы. - 2006 - №1.
Копировать