№12, 1974/Жизнь. Искусство. Критика

Самые молодые

Судьба молодых, начинающих писателей, их поиски своего места в литературной и общественной жизни всегда вызывают пристальное внимание. Это закономерно: ведь речь идет о будущем литературы. А в определенной степени – и о ее сегодняшнем дне, ибо о том или ином периоде литературного развития можно судить и по тому, какие возможности он предоставляет для роста молодого поколения.

Известно, что в литературоведении термин «поколение» считается довольно неточным, расплывчатым. Писателей одного и того же возраста могут разделять серьезные различия во взглядах и художественных устремлениях. Но когда речь идет о молодежи, о недавних дебютантах, из среды которых еще не выделились один-два наиболее одаренных художника, мы вправе говорить именно о поколении. Таких писателей объединяет сходство накопленного ими жизненного опыта и впечатлений, а также близость художественных пристрастий, определяемых атмосферой, которая установилась в литературе к моменту их появления. Не удивительно, что и замыслы у них, как правило, сходные, вкусы – почти одинаковые.

Во второй половине 60-х годов – примерно в 1968 году – венгерская критика засвидетельствовала появление «новой волны»; наблюдался большой приток новых имен. Однако, зафиксировав этот факт, критика заколебалась в попытках определить сущность исканий молодых писателей и дать им оценку. Быть может, дело в том, что у нынешних молодых не было общей главной темы, объединявшей их предшественников?

Скажем, писатели, начинавшие лет тридцать назад, – Тибор Череш, Имре Добози, Лайош Мештерхази, Иштван Эркень, – упорно, настойчиво исследовали психологию героя, пережившего ужас войны и возродившегося к жизни в пору освобождения. События первых послевоенных лет, когда бурными темпами осуществлялась демократическая революция, вызвали к жизни поколение новых поэтов с их жаждой «завтра перевернуть весь мир», поэтов из народа – Ласло Надя, Ференца Юхаса, Иштвана Шимона.

К середине 50-х годов создаются идейно-художественные предпосылки той общей программы, которая объединила писателей – участников антологии «Посвящение в люди» (1955); среди них были Ференц Шанта, Эржебет Галгоци, Иштван Чурка, Ласло Камонди, Дьердь Молдова, Иштван Сабо и др. Глубокие общественные потрясения, сопровождавшие контрреволюционный мятеж 1956 года, мужество и идейная стойкость рабочего класса и партии, уроки классовой борьбы, полученные в этот суровый час, отразились в поэтической антологии «Пляска огня» (1957), познакомившей читателей с Михаем Ваци, Габором Гараи, Михаем Ладани. Теми же главнейшими жизненными впечатлениями определялась направленность творчества таких тяготеющих к острым социальным проблемам прозаиков, как Лайош Галамбош, Карой Сакони, Акош Кертес, Иштван Галл, Булчу Берта.

Как видим, каждое новое поколение всегда приносило с собой в литературу какой-то значительный и новый жизненный опыт. Этого пока еще нельзя столь же определенно сказать о сегодняшнем поколении. А между тем начинающие писатели были в 60-е годы свидетелями чрезвычайно важных событий: они сформировались в период строительства развитого социалистического общества, когда в повестку дня стала реформа управления экономикой, когда утверждались нормы социалистической демократии и складывались черты социалистического образа жизни. Общество решало сложнейшие и увлекательнейшие задачи, причем в их решении активно участвовала и молодежь. Молодым писателям не приходилось жаловаться на скудость жизненного материала.

Однако – и этим, может быть, определяются особенности творчества молодых – огромной важности события происходили в спокойной, «рабочей», даже в чем-то «будничной» обстановке, без явного антуража героики, который обычно так привлекает молодежь. Проблемы были очень сложными и требовали к себе аналитического подхода, для чего необходим серьезный жизненный опыт, которого начинающим литераторам явно не хватало.

Цитировать

Сабо, И. Самые молодые / И. Сабо // Вопросы литературы. - 1974 - №12. - C. 74-80
Копировать