№5, 1977/Советское наследие

Ради мира на земле

Сейчас, когда каждый день приближает нас к знаменательной дате – к 60-летию Октября, особенно явственно предстает перед всем миром величие дел и свершений советского народа.

«Эти успехи и достижения, этот исторический опыт, – как отмечается в Постановлении ЦК КПСС о 60-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции, – стали путеводной звездой современного мирового революционного движения».

В кратчайший исторический срок на огромном земном пространстве утвердилось и восторжествовало новое общество – общество развитого социализма. И основным завоеванием этого общества стал сам советский человек.

Литература, запечатлевая в своих произведениях ход нашей жизни, воспевая строителя коммунизма – героя эпохи, тем самым служит воспитанию в человеке стойкой идейной убежденности, высоких нравственных качеств, осознанного стремления к труду, к активной деятельности на благо общества.

Высокая оценка роли творческой интеллигенции, содержащаяся в докладе товарища Л. И. Брежнева на XXV съезде КПСС, воодушевляет деятелей литературы. Она подтверждает, что и мы, писатели, вносим все более весомый вклад в общепартийное, общенародное дело строительства коммунистического общества.

Но такое доверие партии побуждает писателя еще взыскательней взглянуть на собственный труд: все ли он сделал, что мог? Уверен, что подлинный художник никогда не удовлетворяется достигнутым – ведь стремление настоящего таланта к новым, еще не решенным задачам извечно и нескончаемо, как сама жизнь, из которой он черпает и силы, и вдохновение.

И жизнь в ее неисчерпаемом многообразии, в ее безостановочном движении ставит перед писателем все новые и новые вопросы.

Так может ли писатель, призвание которого – исследовать человека, проникать в глубины его сознания, вскрывать взаимоотношения между людьми, может ли он в своем творчестве не учитывать веления времени, не устанавливать конкретную связь между обществом и человеком? Я бы даже так сказал: осознание художником духа времени является непременным условием творчества.

Общеизвестно, что время, прошедшее после октябрьского (1964) Пленума ЦК КПСС, самым существенным образом изменило не только обстановку в нашей стране, но и в целом политический климат на всей планете.

В результате мудрой политики партии страна, охваченная трудовым энтузиазмом, живет в четком деловом ритме. Продуманные, обоснованные планы, их последовательное выполнение, неуклонный подъем экономического потенциала, постоянный рост благосостояния – все это создает общую атмосферу уверенности, которая стала естественной для нашего советского образа жизни. Недаром мы говорим о социалистическом обществе как об обществе социального оптимизма.

Но есть и другая сторона дела. Наше время – это еще и время противостояния двух различных социальных систем. Оно властно выдвигает вопрос: быть миру или быть войне?

Две мировые системы – социалистическая и капиталистическая, – исходя из противоположных политических идеалов, развиваясь по собственным законам, объединяя усилия миллионов людей на различных социально-экономических основах, располагают гигантскими военными возможностями. Подсчитано, например, что запас ядерной взрывчатки двух крупнейших держав эквивалентен 1 088 307 атомным бомбам, подобным той, что была сброшена на Хиросиму.

Любой здравомыслящий человек понимает, какие гибельные последствия для всей планеты – почвы, океана, воздушной среды, самой жизни на земле – повлекла мировая война, коль ее удалось бы развязать охотникам решать споры с позиции силы.

Мир – непременное условие дальнейшего прогресса цивилизации. Война – средство задержать этот прогресс или вообще уничтожить его результаты. Вопрос о мире стал в наше время ключевым.

Эти новые условия, определяющие суть времени, вне всякого сомнения, должны оказаться в центре внимания писателей, Надо сказать, что социалистический гуманизм, пролетарский интернационализм, ленинские идеи мирного сосуществования государств с разным политическим строем всегда формировали взгляд советских писателей на войну как на социальное зло, как на следствие империалистической политики. Вполне закономерно, что в числе зачинателей Всемирного движения сторонников мира было много наших мастеров слова. Это прежде всего великий пролетарский писатель М. Горький, инициатор первого Международного антивоенного конгресса. «С кем вы, «мастера культуры»?» – этот вопрос отнюдь не снят с повестки дня, сегодня он звучит ничуть не менее актуально, нежели сорок лет назад. Стояли у самых истоков этого подлинно массового движения общественности и А. Фадеев, А. Толстой, А. Корнейчук, Н. Тихонов, М. Шолохов, В. Василевская, И. Эренбург, К. Симонов, М. Турсун-заде, А. Сурков, Б. Полевой…

Значительный вклад в работу Советского комитета защиты мира принадлежит К. Федину, Г. Маркову, Д. Леонову, А. Софронову, А. Чаковскому, Ю. Жукову, Г. Мдивани, В. Захарченко, К. Яшену, ряду других писателей. Для всех нас является примером бессменная четвертьвековая работа Н. Тихонова на посту председателя этого Комитета.

Особо примечателен тот факт, что широкое участие писателей разных стран в движении сторонников мира в последние годы приобрело постоянный характер. Возник единый всемирный фронт писателей, деятелей искусства, объединяющий в главном – в борьбе за мир – представителей разных национальных культур.

Достаточно вспомнить значительную роль в деле укрепления мира между народами таких известных мастеров слова, как Джеймс Олдридж, Данило Дольчи, Костас Варналис, Рафаэль Альберти, Айвор Монтегю, и многих других.

Активно служат делу мира и неустанные усилия Союза писателей СССР расширить международные писательские связи, привлечь к участию во всякого рода международных встречах и форумах широкий круг советских писателей. И сейчас, когда Общеевропейское совещание в Хельсинки открыло новый этап в укреплении международной безопасности, каждая наша новая международная писательская акция приобретает особый смысл.

Воплощая дух Хельсинки, такие акции содействуют сближению разных точек зрения, утверждают основную мысль о том, что мир нужен всем, мобилизуют усилия писателей разных стран на достижение этой глобальной цели.

Я с большим удовлетворением поддерживаю инициативу Союзов писателей Болгарии и СССР, предложивших провести международную конференцию, которая пройдет под девизом: «Писатель и мир: дух Хельсинки и долг мастеров культуры». Предстоящая софийская встреча, надо полагать, явится важной новой вехой в общей нашей работе.

Прогрессивная литература всегда служила торжеству идеалов справедливости, свободы, братства и дружбы людей. И вполне естественно, что участники предстоящей софийской встречи в своих выступлениях будут обращаться к конкретным литературным произведениям. Нам, советским писателям, есть с чем прийти на эту встречу.

Видимо, нет нужды предпринимать исторический экскурс, приводя многочисленные примеры творческого исследования международной проблематики, перечислять книги, ставшие заметными явлениями в развитии советской литературы. Мне представляется более важным сконцентрировать внимание на том качественно новом чувстве ответственности за судьбу мира, которое формирует в человеке наше время.

Ныне люди могут покончить с болезнями на земном шаре либо, напротив, создать бактериологическое оружие массового воздействия. С помощью химии человечество в состоянии поднять продуктивность земледелия либо, напротив, обречь на голод целые континенты, Воздействие на климат, освоение Мирового океана, исследование Космоса – любой вид научной и технической деятельности человека в наши дни прежде всего проходит проверку вопросом: для мира или для войны? Любая общественная акция, любые политические события оцениваются с этой же основной точки зрения.

Вполне понятно, что сегодня человек в своих мыслях о жизни, в своих мечтаниях и устремлениях не может рассматривать проблему мира на планете как абстрактную, как нечто изолированное от его собственной жизни. Пословица «Моя хата с краю» отжила свой век. Человек обнаружил, что земной шар не столь велик, как это казалось ранее. Военный конфликт, вспыхнувший в одной точке, в наше время чреват цепной реакцией, благодаря которой в считанные минуты война может охватить всю планету. Проблема мира стала глобальной и всеобъемлющей.

Закономерно, что в современных условиях чувство ответственности человека за судьбу мира резко возрастает. И прежде всего это относится к советским людям, лучше других знающим трагедию большой войны.

Стремление советского человека к миру основано на его коммунистическом мировоззрении, включающем незыблемые ленинские принципы пролетарского интернационализма, дружбы народов, их свободы и независимости. Оно побуждает его рассматривать мирную созидательную деятельность как основной смысл своей жизни. Семья, школа, вуз, молодежные и общественные организации, искусство, литература, средства информации – все у нас служит утверждению пафоса мирного строительства. Мирный труд стал признанной движущей силой советского общества.

Вполне естественно, что миролюбивая внешняя политика Коммунистической партии, твердо, настойчиво проводимая ленинским Центральным Комитетом, Политбюро и лично Генеральным секретарем ЦК КПСС товарищем Л. И. Брежневым, встречает горячую поддержку и одобрение всего советского народа. Международная деятельность партии стала всенародным делом.

В этой связи хочу напомнить слова из речи товарища Л. И. Брежнева в Туле: «Советские люди горячо одобряют внешнюю политику партии. Они знают, что эта политика оберегает от войны их Родину, отвечает интересам всех народов, открывает простор для дружбы и сотрудничества между ними, служит делу социального прогресса на всей планете».

XXV съезд КПСС, октябрьский (1976) Пленум ЦК определили задачи десятого пятилетия, в том числе и задачи идеологической работы на данном этапе. Многое предстоит сделать, руководствуясь этими программными указаниями, и нашей литературе.

Советская литература добилась в последние годы немалого. Еще одним свидетельством этому стал обстоятельный анализ литературного процесса на Шестом съезде писателей СССР. Создан ряд высокоидейных, высокохудожественных произведений, которые по праву заслужили любовь и признание читателей. Особенно радует, что литература социалистического реализма являет необыкновенное художественное разнообразие почерков, манер, форм. Достаточно, например, вспомнить прозу и поэзию Ч. Айтматова и Н. Тихонова, Г. Маркова и Э. Межелайтиса, Ю. Бондарева и О. Гончара, М. Карима и В. Быкова, К. Симонова и Р. Гамзатова, Л. Мартынова и А. Чаковского, В. Астафьева и А. Алимжанова, А. Ананьева и М.

Цитировать

Михалков, С. Ради мира на земле / С. Михалков // Вопросы литературы. - 1977 - №5. - C. 3-20
Копировать