№6, 1971/Литературная жизнь

Проблемы литературы просвещения

В январе 1971 года на филологическом факультете МГУ проходила организованная кафедрой истории зарубежной литературы МГУ научная конференция по проблемам литературы Просвещения, в которой участвовали литературоведы Москвы и других городов. В повестке дня конференции были вопросы, связанные с углублением университетского лекционного курса по истории зарубежных литератур XVIII века.

Р. Самарин во вступительном слове подчеркнул, что конференция имеет важное практическое значение: ее итоги будут учтены при работе над новым учебником по зарубежной литературе XVIII века, который должен выйти в 1973 году. Он указал также на необходимость анализа исследований по зарубежной литературе XVIII века, накопившихся за последние годы.

Конференции были представлены и доклады, посвященные вопросам русской литературы и других славянских литератур, так как ряд общетеоретических проблем (например, проблемы просветительского реализма) затрагивает не только зарубежные литературы.

С большим вниманием был заслушан доклад В. Неустроева «Концепция учебника по истории зарубежной литературы и некоторые аспекты современного состояния изучения просветительской литературы». Современные марксистские исследования и научные дискуссии по проблемам социологии, философии и искусства эпохи Просвещения, споры о просветительском реализме в литературе, о возможностях и границах просветительской идеологии позволяют во многом по-новому подойти к решению ключевых проблем литературы XVIII столетия – такова была основная мысль В. Неустроева.

В первый день были заслушаны также доклады: «Проблема художественного метода в литературе Просвещения» И. Волкова, «К вопросу о западноевропейском просветительском реализме» З. Гражданской, «Проблема героя в литературе европейского Просвещения» С. Тураева, «За конкретно-историческое изучение «просветительской» литературы разных народов» Г. Поспелова.

З. Гражданская в связи с проблемой просветительского реализма поставила в заостренно-полемической форме вопрос о реализме вообще, о его специфике и генезисе. Напомнив о дискуссиях 1957 и 1967 годов, она аргументировала свою точку зрения на реализм как «великий закон и великую потребность искусства». По ее мнению, «реализм как тенденция, как зародыш реалистического метода уже присутствовал в первых наскальных рисунках и трудовых песнях».

Цитировать

Гугнин, А. Проблемы литературы просвещения / А. Гугнин // Вопросы литературы. - 1971 - №6. - C. 249-250
Копировать