Проблема героя и многообразие литературы
Вопрос о герое – это прежде всего вопрос об эстетическом отношении наших художников к современности, вопрос об идеале писателя. Совершенно очевидно, что нельзя говорить об этой основной проблеме эстетики абстрактно, без понимания того, какие изменения внесла история, само время в характер героя. Мы полностью присоединяемся к выступлению А. Петросян, которая писала, что «вне исторической среды и вне процесса развития жизни мы не найдем правильной оценки героя» 1. Права и Л. Скорино, утверждая, что мы не поймем нашего современника, если откажемся от «изображения исторических изменений, происшедших в глубинах повседневности» 2.
Но важно подчеркнуть, нам кажется, и другую сторону проблемы – ведь в пределах одной и той же эпохи, например в настоящее время, в литературе действует много «хороших и разных» писателей. Каждый из них видит и поэтически воспроизводит различные стороны жизни, причем делают это они в свойственной именно им манере, в соответствии со своим эстетическим идеалом. Одни обращаются к образу высоко героическому, другие – к обыкновенным, простым людям, которые, однако, делают свое большое дело, но и те и другие писатели выражают сущность нашей жизни, ее типические черты.
В самом деле, в нашем «простом человеке» героическое и обыденное неотделимы, находятся в органическом единстве. Это естественно. Особенности мирной жизни, на первый взгляд, приравнивают людей, сами условия, казалось бы, ничего исключительного не содержат, скрывают от простого глаза это героическое. Однако если бы задача наших писателей ограничилась воплощением лишь того героического, что видимо сразу и всем, то не оказалась бы обедненной жизнь в нашей литературе. Ведь Валентина Гаганова и четверо отважных солдат так же типичны для нашей жизни, как и скромные, подчас незаметные наши труженики.
Проблема героя советской литературы неразрывно связана с проблемой ее многообразия, наличия в ней различных стилей, богатства индивидуальных авторских манер. Героичность характеров советской литературы не исключает, а, напротив, предполагает наличие самых разных художественных форм и стилей. Богатство жизни, многообразие проявлений героической сущности нашего человека, множество оригинальных человеческих характеров в действительности предопределяет отражение в искусстве этого богатства, многообразия и красочности.
Многообразие литературы обусловлено и субъективным фактором – особенностями поэтического восприятия жизни у того или иного художника: изображая один и тот же предмет, разные писатели по-разному осмысляют его, воссоздают виденное в соответствующей поэтическому таланту и объекту форме, манере и стиле. Мысль об органической связи героического и будничного в характере современника Л. Скорино проводит несколько однолинейно, без учета живого многообразия советских литератур. Ведь все более активное и широкое обращение к современности приводит к тому, что расширяются сами возможности и способы отражения ее в искусстве.
В азербайджанской литературе, например, стремление некоторых авторов раскрыть характеры простых рядовых людей, героев незаметных профессий наиболее отчетливо выразилось в произведениях лирического плана – таковы «Ивы над водой» И. Эфендиева, «Телефонистка» Г. Сеидбейли и «Красавицей я не была…» Б. Байрамова. Лиризм является неотъемлемым свойством и других книг. Например, роман М. Ибрагимова «Слияние вод» пронизан лирико-романтическим пафосом. Однако лиричность в этих трех произведениях – не один из элементов выразительности, – лиризм составляет их основу, обусловливает их форму и содержание, своеобразие их стиля. Лиризм здесь определяется, в первую очередь, новым отношением к современному герою, стремлением авторов, показав нашего современника в его личных отношениях, в сфере чувств, раскрыть вместе с тем главное направление его характера, его гражданскую сущность.
В азербайджанской прозе, пожалуй, впервые писатели обратили свое внимание на скромного, незаметного, но большого по существу человека, показали его жизнь и судьбу в нашем социалистическом обществе. В этом смысле все эти произведения являются ответом тем зарубежным критикам, которые обвиняют литературы социалистического реализма в безликости и схематизме.
Обращаясь к миру, казалось бы, одиноких, поначалу даже не устроенных людей, эти писатели убедительнейшим образом демонстрируют внутреннюю силу своих героев, богатство их души, показывают, что они неразрывно связаны с обществом, с коллективом, который поддерживает их, дает им силу переносить личные несчастья и невзгоды.
В отличие от многих произведений современных буржуазных писателей, также изображающих простых людей, наши прозаики создают образы героев, борющихся за свое счастье, за достойное место человека в жизни. Герои романов Ремарка, например, обаятельные, честные, умные и хорошие люди, но их чувства и страсти, их мысли и переживания, их ненависть и месть, как правило, не выходят за рамки сугубо личного, интимного круга. Таковы три товарища, таков и Равик. Отчаяние – вот что составляет основу их жизни, основу их философии. Они не только разочарованы и индифферентны к окружающим общественным событиям, они безвольны и в борьбе за личное счастье.
И. Эфендиев, Г. Сеидбейли, Б. Байрамов сделали объектом своего внимания не героическое прошлое, не исключительные личности, а жизнь, труд и быт рядовых людей, живущих в мирное время. Героями всех трех произведений являются девушки, потерявшие родителей, одинокие люди, начинающие самостоятельную жизнь. Однако каких разных героев показали нам авторы! Нурия, Мехрибан и Гандаб – это три своеобразных человеческих типа.
Главная героиня романа «Ивы над водой» – самостоятельный человек с уже сложившимся характером. Что, в первую очередь, отличает ее? Это ее ум и сознательность. Именно интеллектуальность героини создает «погоду» романа, придает ему значительность. В этом сказывается традиционный интерес к внутреннему миру женщины. Вспомним драмы Дж. Джабарлы, М. Ибрагимова, романы М. Ордубады, С. Рагимова, А. Абульгасана. Отражая всю сложность и противоречивость своей эпохи, героини этих произведений не только мыслили, но и боролись. Мы потому-то и ощущаем их высокую интеллектуальную красоту, что у них мысль, размышления неразрывно были связаны с самим делом. Именно, этих героинь невольно вспоминаешь при чтении романа «Ивы над водой».
Автор сумел создать глубоко правдивый, своеобразный характер нашего современника, отразивший знаменательные черты времени, все прекрасное, чем обладает настоящий человек-гражданин.
Нурия выросла в детдоме, студенткой жила в общежитии, окончив театральный институт, сразу уехала на работу в сельский дом культуры. Читатель расстается с ней, когда после горячей, энергичной работы на селе она по приглашению театра возвращается в столицу. Такова сюжетная канва романа.
Произведение И. Эфендиева лишено сложной композиции. Это своего рода исповедь души героини. В центре повести – образ рассказчицы – лиричной, эмоциональной натуры. «Ивы над водой» – это как бы лирические воспоминания героини. Роман начинается так: «С тех пор как я ушла из зимовья Гуней, я никому не открывала эту грустную историю моей жизни… Я тысячу раз вспоминала о ней, но никому ни слова… Эти дни и теперь во всех подробностях перед моими глазами. Я так живо все представляю, что кажется, это произошло вчера…»
И все происходящее здесь раскрывается сквозь призму восприятия Нурии. Сам характер ее – нежной, романтической натуры, склонной к самоанализу, человека мыслящего и обладающего тонкой чувствительностью – накладывает отпечаток на все произведение. Роман наполнен внутренними монологами, окрашенными лирико-романтическим пафосом. Они глубоко отвечают сущности характера героини. Лиризм делает ее образ очень органичным, целостным и близким читателю. И, кроме того, через стихию лиризма выражается собственный идеал художника: мы чувствуем, что в уста Нурии он вложил свои сокровенные мысли. Но это отнюдь не нарушает единства и целостности образа. Ничего не навязывая ни героям, ни читателю, писатель выражает свой эстетический идеал и тем самым воспитывает читателя, как бы говоря ему: идеал этот – не для избранных героев, такими могут быть многие, таким ты тоже можешь быть.
Жизненный путь Нурии не легок, он сложен, полон горечи, душевных подъемов и разочарований. Но в том-то и эстетическая ценность романа, что автор сумел четко проследить в героине понимание различия между счастьем – тем большим, что движет жизнь настоящего человека, и внешним благополучием, являющимся пределом мечтаний мещанина, мелкого обывателя.
Да!
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.