№4, 1999/XХ век: Искусство. Культура. Жизнь

«Природы очистительная сила». Социально-этические элементы натурфилософской поэзии Заболоцкого

У Николая Заболоцкого была своя концепция устройства и развития мира и, соответственно, своя знаковая система в поэзии, без понимания которых продуктивный анализ его творчества весьма затруднителен. Хотя, конечно, не во всех произведениях этого поэта натурфилософская концепция занимает равновеликое место. В некоторых стихотворениях она совсем или почти не просматривается, другие настолько многомерны, что их толкование нельзя свести к чему-то единому, заключенному в определенные рамки. Как он сам написал на полях сохранившегося черновика, «под поверхностью каждого слова шевелится бездонная тьма».

Мы хотим обратить внимание только на ту составляющую творчества Заболоцкого, которая вобрала в себя его представление о добре и зле в природе и о нравственном состоянии современного ему общества. В частности, нам представляется важной конкретно-социальная трактовка ряда стихотворений, на возможность которой исследователи творчества Заболоцкого почти не обращали должного внимания. В свое время такая трактовка помешала бы публикации произведений и без того «трудного» поэта, а позднее уже сложился определенныйстереотип критики, требующий усилий для его преодоления.

Прежде всего попробуем сформулировать основные тезисы натурфилософских взглядов поэта1.

Вся природа представлялась Заболоцкому некой пока еще несовершенной, но единой структурой или даже организмом. Каждый объект такой структуры содержит признаки всех других объектов, то есть в конечном счете – всего сущего. Поэтому, переходя из формы в форму в процессе метаморфоз, объект как бы узнает и реализует самого себя, предсуществующего в новой для него форме.

В настоящее время в развивающемся организме природы происходит эгоистическая борьба за выживание и совершенствование одних ее элементов в ущерб другим элементам. Поэтому для природы характерна двойственность – в ней одновременно можно обнаружить черты «вековечной давильни» и предначертания гармонического организма будущего. Добро и зло в ней причудливо переплетаются.

Инструментом развития и совершенствования природы является разум, рассеянный во всей природе и сконцентрированный в человеке. Человек – неотъемлемая часть природы, в своем зародыше он присутствует во всех существах и объектах. Поэтому порой в них может проявляться и его сознание. Человек – во всем мире, и весь мир – в человеке.

Развитой человеческий разум призван разделять изначально переплетенные в мире добро и зло, но сам по себе он может служить любой из этих категорий. Только оплодотворенный нравственным началом, он выбирает добро как средство и цель своей деятельности. Зло бездушного, безнравственного человека может проявляться как болезнь природы. Причина такой болезни в той, что люди пытаются отделить себя от организма Природы и эгоистически действовать во вред этому организму, а в конечном счете – во вред себе же. Когда безнравственный человек аналогичным образом использует свой разум в пределах человеческого общества, он совершает социальное зло.

Источником нравственного начала, оплодотворяющего и исцеляющего больной разум, является душа природы. Благодаря своей душе природа понимает, что она несовершенна, страдает от этого, но и знает способ исцеления – следование по пути, ведущему к установлению добра и гармонии во всей системе бытия. В стихах Заболоцкого душа природы обнаруживает себя в разнообразных объектах – озере, реке, деревьях, птицах, человеке… Законы нравственности хранит в себе каждая былинка, являясь поэтому невосполнимо ценной для всей мировой системы и, соответственно, для человека.

В некоторых стихотворениях поэт указывает на возможность наивысшего проявления мудрости природы: душа природы, сливаясь с совершенным разумом, как бы заряжает все сущее стремлением к самосовершенствованию и тем самым компенсирует творящееся на земле зло. Человеку еще предстоит познать эту таинственную силу, часто олицетворяемую звездным небом.

Человек – носитель разума, как и вся природа, несовершенен. Это проявляется в том двойственном положении, которое он занимает по отношению ко всему мирозданию. С одной стороны, он наставник и организатор природы, воспитатель несовершенного разума ее звеньев. С другой стороны, он сам учится у природы, познавая скрытые в ней законы и усваивая принципы высокой нравственности. Живая человеческая душа может высохнуть, лишившись контакта с неиссякаемой душой природы, и тогда человеческий разум начинает творить зло, или, лучше сказать, множить природное зло. Вот почему так трагичен разрыв разума и души, человека и природы – разрушение того, что полноценно лишь как целое.

В соответствии с изложенной концепцией Заболоцкого в его стихах любой объект природы может заключать в себе черты человека и отражать нравственные проблемы человеческого общества. А. Македонов писал об этом следующим образом: «В лирике Заболоцкого сопоставляемые ряды человеческих переживаний и явлений – процессов природы – не только отражаются друг в друге, но (эти отражения. – Н. З.) получают и самостоятельное объективное бытие, движение, каждое из отражений поэтому становится как бы двукратным и даже многократным»2. Тут-то и открываются большие возможности для поэтического иносказания, но это мнимое иносказание, ибо все происходит на самом деле, в едином реальном мире. Таким образом, поэзия обогащается совершенно новым методом, который, не являясь отождествлением, становится более чем олицетворением или аллегорией3,В основе этого метода – общность нравственных законов природы для всех ее объектов, будь то человек, животное или растение. Соответственно все существа могут совершать и злые и добрые деяния. Человек творит зло, если он лишен нравственной опоры, животные и растения, – если они находятся в сфере дикой природы, где «от добра неотделимо зло», – можно сказать, бессознательно. В этом случае на помощь дикой природе должен прийти человек, его сознание, разум. Но, отражая свойства человека, каждый объект природы может творить зло «по-человечески», эгоистически – опираясь на зачатки разума и потеряв связь с душой природы. И тот же объект, будучи «одушевленным», способен к добру, к сопереживанию, к содействию.

Посмотрим, как это выглядит, к примеру, в стихотворении «Ночной сад», написанном летом 1936 года на Украине. Тема печали, тревоги, смятения естественно вытекала из того душевного состояния, в каком в то время находился поэт. Тогда он только начинал приходить в себя после лавины разгромных критических статей и политических обвинений 1933 – 1934 годов, после едва не поглотившей его очередной волны репрессий, инспирированных убийством Кирова. Заметим, что потом он скажет о том времени: «Оглушенный, я замолчал»4. К тому же, живя на Украине, он впервые во всех подробностях узнал о жестоком раскулачивании и смертельном голоде, которые сопровождали коллективизацию в деревне. Под впечатлением всех этих событий он написал тогда несколько стихотворений, и в том числе «Ночной сад». Приводим его в первой авторской редакции.

О сад ночной, таинственный орган,

лес длинных труб, приют виолончелей!

О сад ночной, печальный караван

немых дубов и неподвижных елей!

 

Он целый день метался и шумел.

Был битвой дуб и возмущеньем – тополь.

Сто тысяч листьев, как сто тысяч тел,

летели вместе – низко ли, высоко ль.

 

Железный Август в длинных сапогах

стоял вдали с большой тарелкой дичи.

И выстрелы гремели на лугах,

и в воздухе мелькали тельца птичьи.

 

И сад умолк, и месяц вышел вдруг,

легли внизу десятки страшных теней,

и души лип вздымали кисти рук,

все голосуя против преступлений.

 

О сад ночной, о бедный сад ночной,

о существа, заснувшие надолго!

О ты, возникшая над самой головой

туманных звезд таинственная Волга!

 

В названии «Ночной сад» заключен определенный смысл. В системе Заболоцкого сад может соответствовать человеческому обществу. В ночном саду растут не плодовые деревья, не декоративные растения (по определению подчиненные своему садовнику), а вольные дикие деревья – дубы, ели, липы, тополя. Они могли бы расти в лесу, но они – в саду, они уже сообщество, в них как бы присутствует разум, в чем-то они даже выше человека. В стихотворении «Венчание плодами» Заболоцкий обращается к взращенным людьми совершенным плодам деревьев, которым известна тайна всеобщего благополучия: «Чтоб наша жизнь была сплошной плодовый сад, –  /скажите мне – какой чудесный клад / несете вы поведать человеку?» Примечательно, что в то время, исполняя заказ официальной пропаганды, некоторые поэты, особенно в Грузии, нередко садовником называли Сталина, под садом подразумевая «счастливое советское общество». Но в нашем случае сад – ночной, то есть он во тьме, в беде.

В первых строках стихотворения сад уподобляется собранию музыкальных инструментов, как потом выясняется, умолкнувших, но, значит, способных звучать. Оргáн, трубы, виолончель – все это знаки музыки, а музыка и пение природы в стихах Заболоцкого – одно из проявлений души природы, то есть символы гармонии, нравственного начала. Так, в стихотворении «Осень» читаем:

Не дрогнет лес. И в страшной тишине,

как только ветер пролетает,

ночное дерево к луне

большие руки поднимает

и начинает петь. Качаясь и дрожа,

оно поет, и вся его душа

как будто хочет вырваться из древесины…

 

(1932)

В «Творцах дорог»:

Когда горят над сопками Стожары

И пенье сфер проносится вдали,

Колокола и сонные гитары

Им нежно откликаются с земли.

Есть хор цветов, не уловимый ухом,

Концерт тюльпанов и квартет лилей.

Быть может, только бабочкам и мухам

Он слышен ночью посреди полей.

……………………………..

И тварь земная музыкальной бурей

До глубины души потрясена.

И засыпая в первобытных норах,

Твердит она уже который век

Созвучья тех мелодий, о которых

Так редко вспоминает человек.

  1. Натурфилософским взглядам Н. А. Заболоцкого посвящено значительное количество исследований. Назовем лишь некоторые из них: А. Урбан, Образ человека – образ времени, Л., 1979 (гл. «Архитектура природы»); Н. Заболоцкий, Взаимоотношения человека и природы в поэзии Н. А. Заболоцкого. – «Вопросы литературы», 1984, N2; А. И. Павловский, Поэтическая натурфилософия Заболоцкого. – В его кн.: «Советская философская поэзия», Л., 1984; И. Ростовцева, Николай Заболоцкий. Опыт художественного познания, М., 1984; Г. Филиппов, Русская советская философская поэзия, Л., 1984 (гл. 5 «Философско-эстетические искания Заболоцкого»); А. Македонов, Николай Заболоцкий. Жизнь. Творчество. Метаморфозы, Л., 1987; С. Семенова, Человек, природа, бессмертие в поэзии Николая Заболоцкого. – В ее кн.: «Преодоление трагедии. «Вечные вопросы» в литературе», М., 1989; Darra Goldstein, Nikolay Zabolotsky. Play for mortal stakes, Cambridge University Press, 1993; И. Роднянская,»Сердечная озадаченность». – В ее кн.: «Литературное семилетие. 1987 – 1994», М., 1995.[]
  2. А. Македонов, Николай Заболоцкий. Жизнь. Творчество. Метаморфозы, с. 198.[]
  3. Оккультную традицию, мифологизмы, театральность, магию, кодирование в творчестве Заболоцкого периода «Столбцов» подробно исследовал И. Лощилов. Он считает, что эти приемы использовались и в более поздних произведениях Заболоцкого: «Мифопоэтические и оккультные основы лучше всего видны в Столбцах, но продолжают просвечивать и сквозь привнесенные эпохой инкрустации в поздней лирике. Если допустить, однако, что текст Заболоцкого 1930 – 1950-х годов, подобно Столбцам, строится как зашифрованное сообщение, минимальное понимание его станет возможно лишь при условии овладения кодом» (Игорь Лощилов, Феномен Николая Заболоцкого, Helsinki, 1997, с. 26S). Как нам кажется, данная статья в какой-то степени подтверждает это предположение.[]
  4. Н. Заболоцкий, В Особое совещание НКВД СССР. – В кн.: Н. А. Заболоцкий,»Огонь, мерцающий в сосуде…». Стихотворения и поэмы. Переводы. Письма и статьи. Жизнеописание. Воспоминания современников. Анализ творчества, М., 1995, с. 447. По этому изданию приводятся все цитаты из стихотворений Заболоцкого.[]

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №4, 1999

Цитировать

Заболоцкий, Н. «Природы очистительная сила». Социально-этические элементы натурфилософской поэзии Заболоцкого / Н. Заболоцкий // Вопросы литературы. - 1999 - №4. - C. 17-36
Копировать