№1, 1980/В творческой мастерской

Преемственность и обогащение

Знаменательной дате посвящаются научные конференции и выставки, юбилей старейшего университета России широко отмечается в нашей стране. Детище М. В. Ломоносова, чье имя он носит, Московский университет с первых лет своего существования воплощал ту многогранность знания, которой был отмечен гений его создателя. Естественно, что филологии здесь всегда принадлежало место столь же почетное, как литературным и лингвистическим интересам в творчестве самого Ломоносова. И сегодня эта традиция сохраняется, отметил в беседе с корреспондентом «Вопросов литературы» декан филологического факультета МГУ профессор Л. Г. Андреев.

Готовясь к юбилею, мы начали сбор материалов по истории филологических дисциплин в Московском университете. Когда эта работа будет завершена, еще ощутимее выявится та роль, которая принадлежит университету и в развитии отечественной филологической науки, и – шире – в литературе, в духовной жизни страны. Ведь история нашего факультета – это десятки имен крупнейших ученых-филологов, писателей, деятелей культуры, получивших образование в его стенах, это история становления и приумножения замечательных традиций русской науки, передающихся от поколения к поколению.

В чем видится вам сущность этой преемственности? Ведь факультет меняется, растет. Даже нам, выпускникам середины 60-х годов, сегодня многое внове, когда мы приходим в свою альма матер.

Конечно, с той поры переменилось немало: новые кафедры и проблемные лаборатории, новые учебные программы, – они совершенствуются год от года, – новая тематика научных работ. Нет нужды напоминать, как стремительно развивается в последние десятилетия филологическая наука, и наш факультет стремится не просто поспеть за этими высокими темпами, но в какой-то мере и определять их. К этому нас обязывает положение одного из крупнейших научных центров, где сосредоточены большие творческие силы и готовятся кадры специалистов по литературоведению и лингвистике для других университетов и для ведущих исследовательских институтов.

И вместе с тем сегодня, как и во все периоды своей долгой биографии, факультет видит главную цель в том, чтобы наши выпускники были филологами широкого профиля, органично сочетая основательную филологическую подготовку и владение своей конкретней специальностью, будь то история русской литературы или математическая лингвистика. Эту установку мы считаем для себя принципиально важной. В самом деле, нередко приходится слышать, что наше время – это век узкой специализации, что «информационный взрыв» и другие явления того же рода создают невозможность универсализма даже в какой-то строго определенной области знания и на место ученого по необходимости является специалист. Эта теория нашла отзвук и в сфере филологии, и на каждом шагу мы теперь встречаем литературоведов или лингвистов (особенно молодых), обладающих достаточно высокой квалификацией в рамках своего предмета, но, мягко говоря, не слишком осведомленных даже в соседних областях филологической науки.

Думается, от подобной специализации ущерба куда больше, чем пользы. Сколько раз на приемных экзаменах в аспирантуру, на обсуждениях диссертаций и т. п. приходилось сталкиваться с поразительными пробелами в образовании соискателей – порою людей не без способностей – едва разговор выходил за пределы проблематики, которой они непосредственно занимаются. А такая ограниченность в конечном итоге непременно скажется и на качестве работы человека в его собственной сфере литературоведения или лингвистики. Вот мы и считаем, что Московский университет как основной университет страны должен выпускать специалистов, которые обладают настоящей филологической культурой и в этом смысле станут примером для новых поколений филологов.

– Иными словами, преподавание на факультете построено так, чтобы по возможности охватить все узловые проблемы современной филологии и достаточно глубоко познакомить с ними студентов?

Совершенно верно. Овладение фундаментальными основами нашей науки является обязательным условием для всех выпускников факультета, какую бы специальность они для себя ни избрали. Поэтому для всех студентов, включая и будущих лингвистов, читается курс истории литературы от ее истоков и до современности. Наш выпускник должен быть образованным литературоведом или лингвистом-филологом, он должен владеть языками, свободно чувствовать себя в области филологической теории, иметь ясное представление о сегодняшнем уровне и проблематике всех важнейших филологических дисциплин. Такой задаче подчинено и распределение кафедр на факультете:

Цитировать

Андреев, Л.Г. Преемственность и обогащение / Л.Г. Андреев // Вопросы литературы. - 1980 - №1. - C. 229-235
Копировать