«Поэзия поможет человеку…»
– Что такое поэзия? Как пишутся стихи? Я рискую в самом начале нашей беседы задать эти общие (может быть, даже банальные!) вопросы, так как каждый поэт заново решает для себя вопрос о том, что есть поэзия, и процесс творчества у разных поэтов протекает по-разному.
– Поэзия – вся моя жизнь. Но я бы не хотел давать определения, не хотел бы повторять множество имеющихся определений. Определения нехороши уже тем, что даже наиболее удачные из них объемлют лишь какую-нибудь одну сторону явления. Я пишу стихи не потому, что лучше других знаю, что такое поэзия. Такого вопроса у меня не возникает. Об этом предмете всегда больше знают критики и литературоведы. Пишешь стихи, потому что не можешь их не писать. Даже когда не можешь писать, все равно пишешь о том, что не можешь писать:
Сколько месяцев подряд
Все горит, дожди не льются,
Дали громом не гремят,
И деревья не смеются!
………………..
Сколько месяцев подряд
Не сидится мне, не спится,
Что ни скажешь – все не в лад,
Предо мной бела страница,
Слово в строчку не ложится,
В сердце строчки не горят.
Долго ль это все продлится?
Может, и не возвратится
Жизнь моя ко мне назад?
(Перевод И. Гребнева.)
Стихи появляются вдруг. Одна строчка появляется сама как «дар свыше» (не обязательно, чтобы это была первая строчка). Остальное пишешь сам, и если сумел удержаться на уровне той строки, которая была дана «свыше», значит, стихотворение получилось.
В «зачаточном состоянии» стихла появляются, очевидно, в те, казалось бы, ничем не примечательные будни, когда удается сделать что-то хорошее или, наоборот, тебя постигает неудача, когда встречаешь людей приятных тебе и не очень приятных, когда видишь уставшую вечернюю улицу и она тебе кивает головой, как человеку, сочувствующему ей. Вдруг становится стихотворением и то, что было увидено и пережито давным-давно: дерево, камень, на котором ты сидел, горы, которые тебя берегли, книги, которые ты читал… А песня матери, колыбельная, которую она тебе напевала, всю жизнь с тобой, как песнь песней нашей замечательной и такой трудной, такой прекрасной земли.
Иногда пишешь стихотворение, чтобы освободиться от чувства, которое тебе мешает. Известно, что в горах камни пахнут солнцем. Запах солнца особенно остро исходит от камней вечером, после заката. Я знал этот запах с раннего детства. Но года два тому назад в городе, у себя на квартире, я вдруг почувствовал солнечный запах камней, я физически ощутил этот запах. Я почувствовал, что солнцем пахнут темнота ущелья, грибы, мох на берегу горной речки, вода в реке, облако над рекой. Я был полон запахами солнца и написал газель. Форма газели хороша тем, что главные для меня слова («пахнут солнцем») повторяются как редиф:
…Ущелья вспотели от холодной дрожи пустоты,
Своды в ущельях пахнут солнцем.
Коленопреклоненные твои скалы, трещины на скалах,
Дремлющих в старых мудрых преданиях, пахнут солнцем.
(Подстрочный перевод.)
Приведу еще один пример. Часто какое-нибудь жизненное наблюдение десятилетиями подспудно живет во мне. Но вдруг оно активизируется, начинает меня беспокоить и становится стихотворением, образом. Ящерицы, как известно, спасая себя, могут оставить свой хвост. Отсеченный от туловища, хвост еще долго дрожит. Если бы в далеком детстве я не видел, как это происходит, то вряд ли в своем недавнем стихотворении написал бы, как после грозы
Над рекой
И над тропинкой
Трепещет
Отрезанный хвост радуги.
(Подстрочный перевод.)
Когда меня спрашивают, над чем я сейчас работаю, я не знаю, что ответить, так как я почти никогда не планирую свою работу.
Для чего же пишутся стихи? (Видите, я и сам задаю себе вопросы, облегчая вам работу!) Для меня – это форма общения с читателем. Я знаю, что поэзия помогает людям увидеть мир и увидеть себя самого. Мир сложен, и если человек увидал красоту земли и увидал себя на этой земле, то он будет жить правильно. Я в этом совершенно уверен. Поэзия поможет человеку. Когда я был мальчиком и мы жили в глубоком ущелье, то для нас путь солнца был очень коротким. Солнце шло по невидимому мосту от одной вершины к другой… Однажды мы решили взобраться на гору, чтобы посмотреть, куда же девается солнце. Мы увидели далеко на западе снежную вершину. Солнце садилось за белую гору, горевшую красками заката. Впечатление было ошеломляющим. Я хотел рассказать об увиденном… Теперь я знаю, что поэзия, помимо прочего, рассказывает людям о сказочных, причудливых и грандиозных метафорах окружающей нас природы, жизни…
Я очень люблю землю и все, что на ней растет. И когда говорят о земле-матери, я знаю, что это говорится не ради красного словца. Я вспоминаю далекие голодные годы, когда в армянских горах с окончанием зимы кончались и последние запасы хлеба. Мы, дети нашего села, карабкались по склонам гор и добывали себе пищу – съедобные травы, листья кустарников, корни, лакомились бутонами мака, из которых брызгал сок, – наши губы и руки становились красными. Бутоны по-армянски называются «путатциц», что значит – сосцы мака…
Не будь этого трудного и счастливого, вопреки всем трудностям, детства, возможно, я не стал бы поэтом. Возможно, уже в зрелые годы я бы не написал:
Пойду, затеряюсь в листве неживой
Лесов, обступивших осенние горы,
Забуду раздоры, укоры и ссоры,
К замшелому камню склонюсь головой.
Для птиц бесприютных я сердце открою,
И стану я ухом лесной тишины,
И, верно, услышу дыханье живое
Под грудами листьев уснувшей весны.
(Перевод А. Тарковского.)
Я несказанно рад, что дети живут сейчас в достатке. Огорчает меня, однако, то, что они плохо или почти не знают природы…
– Некоторым вашим критикам кажется, что вы в своих стихах идеализируете старый крестьянский быт, что ваши стихи о природе полемичны по отношению к сегодняшнему городу и даже сегодняшней деревне.
– Я застал армянскую деревню такой, какой она была на протяжении многих столетий. Мы были бедны. В наши села даже купцы не заглядывали, зная, что нечем поживиться. Все село ходило в домотканой одежде, хозяйство было натуральным. Мы были отрезаны от мира, наши села гнездились в ущельях непроходимых гор. Земли, пригодной для обработки, было мало. Когда однажды решили построить у нас в селе школу, оказалось, что негде ее поставить: никто не соглашался отдать свою землю под школу. Школу построили на территории кладбища. В этой школе, кстати сказать, преподавал наш крупнейший прозаик Аксель Бакунц…
Я слишком хорошо знаю старую деревню, чтобы ее идеализировать. Однако крестьяне, жизнь которых была мучительно трудной, были людьми высокой нравственности. Я хочу, чтобы мы сегодня относились к трактору и комбайну так, как наши деды относились к плугу. Они бы никогда не оставили плуг на целую зиму под дождем. Когда я пишу о людях деревни, я пишу о том, что живет и вечно будет жить в человеке, добывающем свой хлеб своим трудом. Предположим, что мир принадлежит человеку, он может жить, не работая. Но тогда зачем ему этот мир? Только работающий человек может быть счастлив на земле. Я написал стихотворение о деде Хачипапе:
И всюду-то дед Хачипап успевал:
Грядки полол,
Огород поливал,
Дом свой как следует содержал,
И сеял,
И жал,
И не уставал –
Обжимая тело снопа,
Не руки болели,
А ручка серпа.
………………….
И вдруг на пахоте – занемог.
Откуда немочь – понять не мог.
Бросил плуг, покраснел от стыда:
Такого с ним не было никогда.
И выступил пот и остыл на лбу.
И лег Хачипап в свою борозду,
Семенем лег и смешался с землей –
С лесом, облаком и травой.
(Перевод А. Марченко.)
И разве можно сказать, что дед Хачипап олицетворяет старую деревню, старый быт?! Хачипап – олицетворение народной, крестьянской жизни, полной труда, и высокой чистоты труда. И я, внук Хачипапа, хочу, чтобы мои дети и внуки уважали и ценили труд так, как уважал и ценил его дед Хачипап. Я пишу стихи, и образ деда Хачипапа всегда передо мной.
Жизнь все, что нам дала, назад берет.
Уходят наша молодость и сила.
Будь рад, что жизнь печалей и забот
Тебя еще покуда не лишила.
(Перевод И. Гребнева.)
У меня такое ощущение, что некоторые критики хотят, чтобы к стихотворению было приложено объяснение – понимайте, мол, так и так мое стихотворение, я в нем отстаиваю технический прогресс, все новое и передовое и т. д. и т. п. Были у меня и такие стихотворения. Теперь мне неловко их перечитывать. Я заблуждался, страхуя себя одной-двумя ненужными строфами от непонимания критики. Надо иметь в виду критиков, знающих и понимающих свое дело. Кстати, угодить критику, который поверхностно и извращенно понимает связь поэзии с жизнью, легче всего. Скажешь, например, что ты за научно-технический прогресс, ибо раньше, когда, мол, не было электрических проводов, птицы садились людям на головы, и такой критик будет доволен.
Повторяю, я против идеализации патриархальщины, я в высшей степени положительно отношусь к техническому прогрессу – возражения у меня вызывают лишь вульгарные представления некоторых критиков о народной жизни и задачах поэзии.
– Я хочу вам задать вопрос само собой напрашивающийся, вопрос о современной армянской критике.
– До недавнего времени чуть ли не один Сурен Агабабян, прекрасный человек, прекрасный литератор, занимался критикой.
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.