Поэзия отзвуков (Стихотворение Николая Заболоцкого «Гурзуф»)
Утром и вечером, в холод и зной,
Вечно мне слышится отзвук невнятный,
Словно дыханье любви необъятной,
Ради которой мой трепетный стих
Рвался к тебе из ладоней моих…
Не будет открытием сказать, что сегодня, как никогда, печатается огромное множество стихов гладких, «грамотных»… в которых и рифмы на место, и размер бойкий. Правда, среди этого необъятного моря по-настоящему волнуют лишь немногие произведения, а в них порой рифма обычна, размер традиционен. Как же отличить жемчужницу от пустой раковины, версификацию от поэзии? Секрет поэтичности кроется прежде всего в личности поэта. Подлинная поэзия – это производное большого таланта и не меньшей по своим масштабам личности. Истинный поэт живет в мире действительном и одновременно созидает другой мир, мир своих образов. Об этом «двоемирии» поэта прекрасно сказал Николай Заболоцкий:
Два мира есть у человека:
Один, который нас творил,
Другой, который мы от века
Творим по мере наших сил.
Несоответствия огромны,
И, несмотря на интерес,
Лесок березовый Коломны
Не повторял моих чудес.
(«На закате»)
В каждом стихотворении настоящего поэта отражаются особенности его творческого пути. Выявить их путем анализа одного шедевра представляется чрезвычайно интересной задачей. Попробуем и мы на примере только одного стихотворения Заболоцкого – «Гурзуф» – проследить его связи с разными сторонами творческой личности поэта, раскрыть процесс его возникновения и создания.
Стихотворение небольшое, всего двадцать строк.
В большом полукружии горных пород,
Где, темные ноги разув,
В лазурную чашу сияющих вод
Спускается сонный Гурзуф,
Где скалы, вступая в зеркальный затон,
Стоят по колено в воде,
Где море поет, подперев небосклон,
И зеркалом служит звезде, –
Лишь здесь я познал превосходство морей
Над нашею тесной землей,
Услышал медлительный ход кораблей
И отзвук равнины морской.
Есть таинство отзвуков.
Может быть, нас
Затем и волнует оно,
Что каждое сердце предчувствует час,
Когда оно канет на дно.
О, что бы я только не отдал взамен
За то, чтобы даль донесла
И стон Персефоны, и пенье сирен,
И звон боевого весла!
«Гурзуф» был написан в 1949 году. Навеяно стихотворение поездкой поэта по Крыму и Кавказу, которую он совершил в том же году вместе с семьей.
«Это была вторая поездка Николая Алексеевича в Крым, – рассказывает Екатерина Васильевна Заболоцкая, жена поэта. – Впервые он попал в Крым в 1930 году, жил в Феодосии, наезжая в Коктебель и Судак. В 1949 году мы вместе с детьми приехали в Гурзуф, к Томашевским, которые арендовали там маленький домик. Дом стоял в маленькой бухточке у самого моря. Море было так близко, что брызги его залетали в окно. Домик окружали скалы, стоящие «по колено в воде». Мы жили в Гурзуфе всего несколько дней. Потом из Ялты поехали морем в Сочи на огромном океанском электроходе («гигантский лебедь, белый гений…»). Оттуда уже в Тбилиси и Сагурамо, где жили два месяца».
Поэтическим итогом этой поездки, кроме «Гурзуфа», были стихи «На рейде»! «Светляки», «Башня Греми», написанные в 1949 и 1950 годах.
Первое, что бросается в глаза при чтении «Гурзуфа», – это одухотворение, очеловечение природы. Природа у Заболоцкого подобна человеческой жизни, Она может быть значительной, величественной, как человек:
..море поет, подперев небосклон,
И зеркалом служит звезде…
Она может быть будничной, домашней, тоже как человек!
…темные ноги разув…
Спускается сонный Гурзуф…
…скалы…
Стоят по колено в воде.
Одухотворение природы в «Гурзуфе» сквозное: одухотворены, очеловечены все тропы, благодаря чему поэтом создается многослойный символический образ моря, несущий в себе множество переносных смыслов.
Символ – ключ к поэзии Заболоцкого. Почти в каждом Стихотворении, начиная со «Столбцов» и кончая последними стихами, присутствуют символические образы.
Символы и аллегории ранних стихов по-обэриутски1 сложны из-за обилия разноплановых ассоциаций.
Вставали горы старины,
война вставала. Вкруг войны
скрипя, летели валуны,
сиянием окружены.
Чернело море в пароход…
(«Море», 1926)
Стихи Заболоцкого, написанные в 20-е годы, созвучны живописи талантливого и оригинального художника Павла Филонова, изображавшего очеловеченную природу и животноподобных людей. Картины Филонова могли бы быть прекрасными иллюстрациями к «Столбцам» Заболоцкого, к его ранним стихам и поэмам, посвященным природе2.
Павел Филонов писал о своем видении мира Следующее: «В любом объекте не два предиката – форма да цвет, а целый мир видимых или невидимых явлений, их эманации, реакций, генезиса, бытия, известных или тайных свойств, имеющих в свою очередь иногда бесчисленные предикаты…» 3 Подобное же отношение к окружающему миру было и у Заболоцкого. Каждое явление виделось ему в развитии, во взаимосвязи с другими явлениями внешнего и внутреннего мира человека.
К середине 30-х годов поэтические образы Заболоцкого становятся четкими, рациональными. Но тяготение к символу остается.
Могучий день пришел. Деревья встали прямо,
Вздохнули листья. В деревянных жилах
Вода закапала. Квадратное окошко
Над светлою землею распахнулось,
И все, кто были в башенке, сошлись
Взглянуть на небо, полное сиянья.
(«Утренняя песня», 1932)
Символы поздних Стихов Заболоцкого лишены рационализма. Они более многосмысленны, объемны и таинственны. В стихотворении «Поздняя весна» (1948) поэт говорит:
Я, как древний Коперник, разрушил
Пифагорово пенье светил
И в основе его обнаружил
Только лепет и музыку крыл.
«Пифагор», «Колорит», «музыка крыл» – все это многозначные образы.
Символический образ получил большое распространение в философской поэзии XIX и XX веков. В большинстве случаев образы-символы связаны с явлениями природы («Утес», «Три пальмы» Лермонтова, «О чем ты воешь, ветр ночной?..» Тютчева, «Журавли», «Гроза», «Одинокий дуб» Заболоцкого).
Вместе с тем символические образы содержат в себе глубокие социальные, философские и психологические обобщения. А. Турков отмечает в монографии о Заболоцком, что «стихи… и поэмы Заболоцкого начала 30-х годов, внешне казавшиеся аполитичными, содержали в себе не только элементы художественного дознания природы, но и смутные, тревожные отголоски совершавшихся в мире катаклизмов» 4.
Символические образы природы обычно говорят о взаимоотношениях между природой и человеком, вечностью и историей. Природа – человек – история – вечность – вот основное содержание философской поэзии XIX века.
В русской романтической поэзии (Лермонтов, Тютчев, в меньшей мере Фет) человек и природа антагонисты. Природа у Лермонтова противопоставлена человеку. Природа гармонична, бесстрастна, статична. Человек дисгармоничен» Человеку свойствен «вечный ропот», природе – «вечный мир».
И вечный ропот человека
Их вечный мир не возмутит…
Природа не стала для Лермонтова объектом познания. В его поэзии она существует лишь в виде контрастного, по отношению к страдающему человеку, фона. Порой спокойствие и гармония природы кажутся Лермонтову враждебными человеку с его мятущейся душой. Космос у Лермонтова беспечален и равнодушен к человеку, но и человек не стремится к гармонии, не стремится слиться с природой.
У Тютчева природа гармонична, но гармонична не изначально. То здесь, то там прорывается «родимый хаос»:
- Обэриу (Объединение реального искусства) – одно из левых течений конца 20-х годов, к которым причислял себя и Н. Заболоцкий. Для поэзии обэриутов характерна ирония, гипертрофированная ассоциативность явлений, далеких по своим семантическим и стилистическим слоям.[↩]
- См. об этом в книге В. Альфонсова «Слова и краски», «Советский писатель», М.-Л. 1966.[↩]
- П. Н. Филонов, О принципах творчества, «Uvtuarne umeni», 1927, N 3, стр. 128.[↩]
- А. Турков, Николай Заболоцкий, «Художественная литература», М. 1966, стр. 69.[↩]
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.