№4, 2018/Книжный разворот

Поэтика кино. Теоретические работы 1920-х гг.

Поэтика кино. Теоретические работы 1920-х гг. М.: Академический проект; Альма Матер, 2016. 496 с.

Под одной обложкой объединены классический труд «Поэтика кино» (1927) и малодоступные работы авторов и современников «Поэтики»: В. Шкловского – «Литература и кинематограф» (1923) и «О законах кино» (1924), «Конец кино?» Р. Якобсона (1933), «Искусство кино и монтаж фильма» С. Тимошенко (1926), «Кино в России (1896–1926)» Б. Лихачева (1927). Прочтение дает объемное видение кинотеории 1920-х.

Предисловие к «Поэтике» написал в свое время Кирилл Шутко. Вопрос, каким должно быть кинозрелище, стоял остро. Были сомнения, «нужно ли у нас в Советской России, где кинопроизводство только делает первые шаги, теперь тратить усилия на теоретизирование, на философствование по поводу кинофильмов». Вопросы, «не праздное ли это занятие, не рано ли пытаться создавать теорию факта, когда налицо фактическая скудость», с одной стороны, автор оценил как законные, с другой – как «очень непрактические, бездейственные подшептывания» (с. 8).

Его не смущало, что точки зрения, изложенные в сборнике, могли быть признаны «ограниченными, узкими». Важно, что «для того, чтобы зафиксировать даже эти отрицательные признания, придется подумать о сущности кино, о его законах, его стиле» (с. 8). За фиксацией мышления, «практическим» теоретизированием (с. 11) особенно любопытно наблюдать теперь, когда прошло 90 лет. Даже когда развитие кино пошло иными путями, положения статей сохранили теоретическую ценность.

Из авторов «Поэтики» мы лучше знаем Б. Эйхенбаума («Проблемы киностилистики»), Ю. Тынянова («Об основах кино», «Кино – слово – музыка», «О сценарии», «О сюжете и фабуле в кино», «О фэксах»), В. Шкловского («Поэзия и проза в кинематографии»).

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №4, 2018

Цитировать

Егорова, Л.В. Поэтика кино. Теоретические работы 1920-х гг. / Л.В. Егорова // Вопросы литературы. - 2018 - №4. - C. 390-391
Копировать