Пародии
В русской сатирической поэзии XX века Михаил Пустынин (1884 – 1966) занимает свое особое место. Он очень рано начал печататься: первый рассказ Пустынин опубликовал, когда ему исполнилось семнадцать лет. А в короткое время бесцензурья после революции 1905 года Михаил Яковлевич оказался одним из самых плодовитых и острых авторов антиправительственной сатиры.
С 1907 года Михаил Пустынин сотрудничает в журнале «Сатирикон», а затем в «Новом Сатириконе».
Надо заметить, что до конца жизни Пустынин отличался завидной творческой энергией. Здесь он представлен циклом пародий на многих поэтов 20 – 30 – 40-х годов. Но помимо пародий Михаил Яковлевич много писал о явлениях быта и политики, на злобу дня. Перо у него было легкое, юмор завидный…
Когда после Октября поэт уехал из Петрограда в Белоруссию, он принял участие в создании нового советского театра малых форм: то был Теревсат (Театр революционной сатиры), очень скоро переместившийся в столицу. Теревсат примечателен не только своим репертуаром и направленностью (а значительную долю песен и пьес, сценок и монологов сочинял именно Пустынин). Этот коллектив оказал существенное влияние на дальнейший репертуар эстрады и театров миниатюр. Нельзя забывать: Теревсат старше Московского Театра сатиры и «Синей блузы» на пять лет!.. Кстати: Пустынин писал и для «Синей блузы» и был в числе основателей Театра сатиры.
Ну и, конечно, как только возник в 1922 году «Крокодил», Пустынин оказался в числе первых его сотрудников. Опытный редакционный работник, Михаил Яковлевич не только печатался в журнале, но и занимал видное место в аппарате редакции. И мы, молодые литераторы, вступавшие в эту область в начале и середине 20-х годов, непременно встречали Михаила Яковлевича за столом секретаря редакции, выпускающего, заведующего редакцией и т. д. Названия должностей менялись, а суть оставалась той же: товарищ Пустынин опытной рукой помогал делать очередной номер журнала. Кстати, такая деятельность не носит только технический характер. Специфика сатирических изданий такова, что требуется умение броско и выразительно расположить материалы на полосе, снабдить остроумными заголовками, умело применить три-четыре краски, которыми располагает типография. А в те годы многокрасочная печать была еще не слишком богата технологией.
Пустынин не подводил журнал по срокам, составлял отличные макеты и при этом еще много писал для очередного номера и в другие издания, для эстрады, для радио… Кроме того, Михаил Яковлевич находил время, чтобы заполнять вырезками из газет и журналов, рисунками и стихами, создаваемыми тут, в редакции, альбомы, так сказать, «для внутреннего потребления». Да, в те годы в каждой воистину творческой редакции непременно лежала в шкафу большая книга с белыми листами, которая пополнялась за счет курьезов и эпиграмм, карикатур и фотографий, оригинальных или добытых из прессы.
Когда в 1928 году возник журнал «Чудак», главный редактор и основатель еженедельника М. Е. Кольцов пригласил Михаила Яковлевича сотрудничать в новом журнале. И снова мы встречались с нашим старшим товарищем, вручали ему рукописи и рисунки, советовались с ним и обменивались новостями и шутками…
Среди жанров, которыми особенно умело пользовался Пустынин, надо назвать частушки. Целые «косяки» частушек писал он, посвящая их разнообразным бытовым и литературным темам.
Характерная внешность самого Пустынина – его большие выпуклые глаза, крупные губы, очки, усы и обычная манера носить «толстовки» – дала повод многим карикатуристам не только изображать поэта в групповых и индивидуальных портретах, но и воспроизводить облик Михаила Яковлевича на тематических листах в журналах. Это любили делать едва ли не все наши графики – и К. П. Ротов, и Ю. А. Ганф, и А. А. Радаков, и Кукрыниксы, и многие другие… А шарж Кукрыниксов на Пустынина оказался столь лаконичным и выразительным, что я могу и доселе повторить его на бумаге…
В середине 30-х годов М. Я. Пустынин уехал в Ленинград. Затем вернулся в Москву и снова окунулся в жизнь нашей сатирической печати. Он много выступал с чтением своих произведений. Читал умело и пародии, и басни, которым он придавал в своих вариантах совсем другой смысл, нежели в оригиналах у Крылова. Помнится, неоднократно слышал я Михаила Яковлевича на собраниях «Никитинских субботников».
Пустынин дожил до глубокой старости. Мы отмечали его 75-летие. После войны он уже не работал в штате редакции какого-нибудь из сатирических изданий, но сотрудничал по-прежнему активно.
Пародиям, которые публикуются тут, несколько десятков лет. Однако они не утратили остроты и вызывают смех безошибочно. Было бы уместно издать небольшую книгу его произведений – отобрать можно многое из того, что создано М. Я. Пустыниным.
Виктор АРДОВ
Михаил ПУСТЫНИН
ИЗ ЦИКЛА «УПАЛ МЕТЕОР»
Вера ИНБЕР
Пусть неведомого чуда
На тебе печать, –
Метеор, тебя я буду
На руках качать.
От тебя дрожащей мышью
Не помчусь домой,
Я тебе чехольчик вышью,
Метеорчик мой.
Шар Земли с высот заметя,
Режешь ты простор…
Для меня ты – просто Метя,
Грозный метеор!
Нам крепить всемерно надо
С небом дружбы нить
Камень создан, чтобы падать,
Инбер – чтобы ныть.
1935
ИЗ ЦИКЛА «ЧИЖИК-ПЫЖИК»
Демьян БЕДНЫЙ
Бродя однажды по Фонтанке,
Я Чижика увидел сквозь окно.
Что Чижик тот упал на дно –
Я видел по его осанке.
В глазах светились грусть и боль
И неизбывная кручина…
Ну, словом, старая картина,
Герой которой – алкоголь.
Чтоб заглушить о тяжкой жизни думку,
Мой Чижик осушил преступной водки рюмку.
Потом он выпил сразу две,
И зашумело в птичьей голове.
Вокруг над Чижиком смеялись,
Иные даже издевались,
А Чижик, весь в слезах, являя пьяный пыл,
Все пил да пил…
А я скажу: когда бы этот Чижик
С вниманьем прочитал пять-шесть партийных книжек,
Тогда бы он не шел в кабак,
А поступил бы на рабфак.
1927
ИЗ ЦИКЛА «ПОЕЗД ОПОЗДАЛ»
И. СЕЛЬВИНСКИЙ
Тихо плелся поезд,
Шел, не беспокоясь,
С тишиной освоясь
В степи.
Ждешь его, товарищ?
Даль ты взором шаришь?
Ничего, товарищ,
По-тер-пи!
Поезд вез нам гвозди,
Поезд вез нам грозди,
Поезд вез нам грузди
И го-рох.
Темп движенья беден,
Машинист был бледен,
Ко-че-гар был плох!
Зря его поносим,
Зря к ответу просим,
Опоздал на восемь
Толь-ко он.
Кройте осторожно!
Ведь свободно можно
Опоздать безбожно
И на восемь дён!
Барабаны в банте!
Громче барабаньте
На весь мир об анти-
общественном поступке машиниста, приехавшего с опозданием восемь часов, выявив этим свой
Бу-зо-терский стаж.
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.