№12, 1974/В шутку и всерьез

Пародии

ОТЧЕТ О ДИСКУССИИ В СОЮЗЕ ПИСАТЕЛЕЙ, ИЛИ КАК ПИСАТЬ О РАБОЧИХ, КРЕСТЬЯНАХ И ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ

Как мы уже сообщали в последнем номере нашей газеты, в Союзе писателей состоялась интересная встреча. Доклад Пала Альмоша, открывшего встречу писателей, мы опубликовали, теперь ознакомим читателей с последовавшей за ним живой дискуссией.

Михай Чесе говорил о проблеме изображения крестьян. С самого начала в резкой, принципиальной форме он констатировал, что вопросы изображения крестьянства нельзя путать, например, с вопросами изображения аристократии. Между тем есть случаи, когда проявляются нездоровые писательские тенденции: лишившиеся своих земель, Эстерхази, владевшие некогда сотнями тысяч хольдов, изображаются писателями так же, как Капоняги – владельцы двух хольдов. Такой метод оправдывают тем, что основой существования и тех и других является частная собственность на землю. Наша критика должна решительно выступить против тянущих нас назад тенденций. Сторонники этой вредной писательской практики ссылаются на то, что бытие определяет сознание (в данном случае частновладельческое сознание), однако тут мы уже встречаемся с тем случаем, когда количество (сто тысяч хольдов) переходит в качество. Выступавший в заключение подчеркнул, что Жигмонд Мориц никогда не путал мелкого крестьянина с крупным аристократом.

Эмиль Барацкош говорил на дискуссии о сложностях процесса изображения рабочего класса. Он сказал, что кардинальная задача литературы нашей эпохи – это изображение современного рабочего. В этой области наша литература борется с множеством трудностей, ибо одно дело – сознательный рабочий, другое – рабочий, зараженный мелкобуржуазной психологией, и совсем иное – люмпен-пролетарий. Совсем, совсем другое дело, когда пролетарий на страницах произведения вырастает в интеллигента. Выступивший остановился на порочных тенденциях, замеченных в последнее время, когда в романах появляется рабочий, изображенный тускло, утомительно-однообразно. В этих случаях, как подчеркнул Эмиль Барацкош, литературной критике принадлежит важная роль – с резкой принципиальностью выступить против новых порочных тенденций.

Оскар Цитром говорил о проблемах изображения интеллигенции. В своем выступлении он главным образом разбирал взаимоотношения писателя с жизнью. По его мнению, было бы правильным, если бы писателей временами отправляли в научные командировки. Например, поработать в Академии наук, на атомном реакторе или ЭВМ. Такие командировки обеспечили бы тесную связь писателя с жизнью. Наш читатель, – сказал в заключение выступивший, – ждет расцвета литературы.

Эден Г. Кулханек говорил о работе издательств. Он считает самой большой бедой то, что шестнадцатилетние рецензенты читают рукописи взрослых писателей. Создалось положение, при котором сорок семь рукописей застряли в редакционных шкафах. Выступавший объявил войну редакционной молодежи и потребовал установить для рецензента возраст, по достижении которого он имеет право прикасаться к рукописи писателя, – возрастной ценз для рецензирования. Желательный возраст, когда рецензенту можно поручить писательскую рукопись, – семьдесят пять лет. В конце своего выступления он потребовал создать самостоятельное издательство писателей, которое бы субсидировалось государством, издавая книги на свой страх и риск.

Аладар Копоня с резкой принципиальностью говорил о литературной критике. От имени критиков он объявил войну тем писателям, которые позволяют себе критиковать критиков. Так интересно начавшаяся в пятницу, после полудня дискуссия продолжалась до самого позднего часа осени.

ОТКРЫТИЕ ЛЮКСЕМБУРГА

Наш видный журналист Пал Кочиш летом этого

года побывал на Западе. На основе своих впечат-

лений от встреч с людьми и городами он написал

замечательную книгу очерков «Приключения в

пути».

(Из текста, напечатанного на суперобложке

книги.)

2 августа 1964 года.

Читатель, быть может, и не поверит, что я вернулся из Люксембурга, однако это так. Люксембург есть, и Люксембурга нет. Если посмотреть на эту страну с точки зрения большой политики, ее нет, но если смотреть на Люксембург с точки зрения моей родственницы, которую судьба занесла туда тридцать лет назад, то страна такая имеется.

Начну с таможни. Поразительна вежливость, с какой таможенные власти встречают иностранца. Никакой волокиты, никаких придирок, просто спрашивают, нет ли при вас чего-нибудь такого, что подлежит обложению налогом, и, получив отрицательный ответ, изучают содержимое вашего портфеля и пропускают дальше.

В зале ожидания меня уже ждала моя тетушка. Она похудела за последние тридцать лет, Мы задержались на минуту у городских ворот, и я, растроганный, молча приветствовал чуждый мне мир. Приехать сюда на экскурсию дело стоящее, но жить здесь я бы не смог. Это очевидно. Весь город пропах сыром – сплошной магазин «Сыры». Здесь его обожают.

Цитировать

Барань, Т. Пародии / Т. Барань // Вопросы литературы. - 1974 - №12. - C. 323-328
Копировать