От жизни – к жизни
Советская публицистика знает немало имен, снискавших популярность в самых широких кругах читателей. К сожалению, нельзя сказать, чтобы наши критики, наши литературоведы, наконец, даже наша писательская общественность уделяли должное внимание развитию, художественным особенностям этого литературного жанра, хотя именно публицистика и оказывает ежедневное и наиболее массовое влияние на читателя.
Очень немного в нашей среде людей, столь всерьёз, так глубоко заинтересованных тематикой и качеством очерка, эссе, памфлетов, политических и философских выступлений советских литераторов, очень немного людей, которые были бы столь осведомлены и столь постоянны в своем внимании к публицистике, как Н. Атаров. Тут я назвал бы еще Мариэтту Шагинян, Г. Радова, Е. Журбину, В. Канторовича, Б. Костелянца, В. Сафонова.
Среди советских публицистов я хотел бы особо отметить В. Овечкина. Мы с ним не были друзьями и однажды даже крепко поругались с трибуны одного из писательских съездов. Однако работы его меня всегда остро волновали. Я видел в них какое-то качество, которое внушало мне не только полное доверие к автору, но и вызывало у меня как у писателя профессиональный интерес. Почему все, что он писал, так доходит до сердца? Читатель и следит за событиями, и вглядывается в лица, и прислушивается к разговорам, и – главное – горячо интересуется: что же сам автор думает по этому поводу? Немало я размышлял об этом и, как мне кажется, наконец понял, где тут секрет или, во всяком случае, путь к секрету.
В. Овечкин был человеком, который решал литературные задачи прежде всего потому, что ставил задачи общественные. Постановка таких задач требовала, во-первых, жизненных впечатлений, непосредственно рождаемых действительностью, во-вторых, точных знаний об этой действительности. Впечатлительный художник становился исследователем.
Казалось бы, обладая живыми впечатлениями, точными знаниями и литературным талантом, можно было уже писать.
И вот тут-то, пожалуй, и начинается главная особенность Овечкина как публициста.
На основании своих впечатлений и знаний он размышляет о том, что же надо делать в реальной жизни, чтобы исправить те или иные беды ее, чтобы найти путь дальнейшего ее развития. Он обдумывает меры партийного, советского, общественного характера, которые надо принять. Вглядывается в людей, которые повинны или которые могут помочь, и тогда…
Тогда начинается третий этап работы. Писатель выдвигает свои предложения, касающиеся какой-то области жизни. Например, о руководстве колхозами.
Возможно, что они еще лишены точной композиции или отработанных до подробностей формулировок. Однако свои предложения автор считает и единственными и правильными для дальнейшего роста колхозов, для укрепления советской власти на селе, для обеспечения едой и сырьем всей страны.
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.
Статья в PDF
Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №2, 1973