Очерк жизни и творчества Алексея Толстого
Ю. Крестинский, А. Н. Толстой. Жизнь и творчество, Изд. АН СССР, М. 1960, 313 стр.
Все мы знаем, как близко связана творческая работа писателя со всей его деятельностью, с его участием в борьбе и труде своего народа. Считая важнейшим условием плодотворного развития творчества тесную связь литературы с жизнью, мы не можем не интересоваться фактами биографий художников, не можем не всматриваться в те обстоятельства и события их жизни, которые оказали на них влияние.
Мы мыслим себе работу, посвященную биографии писателя, как широкое систематическое изложение его жизненного пути, в котором выделяется прежде всего все наиболее значимое, важное, все то, что проливает свет на формирование его мировоззрения, эстетических позиций и т. д. В этом смысле хорошо написанная биография имеет тенденцию перейти в своеобразный комментарий ко всему творчеству данного автора, предоставляя нам ценный материал для истолкования замыслов его произведений, образов отдельных героев.
Именно такими особенностями отличается книга Ю, Крестинского о жизни и творчестве А. Н. Толстого. Это по существу первый опыт создания научной биографии А. Толстого, так как до сих пор читателям и исследователям приходилось довольствоваться лишь написанной самим писателем «Краткой автобиографией» и несколькими его статьями, беседами, в которых он делился воспоминаниями о своем прошлом, рассказывал о работе над отдельными произведениями.
Жизненный путь А. Толстого предстает в книге в тесной связи с его творческой эволюцией как писателя, в связи с развитием его как общественного деятеля. Факты личной жизни писателя – будь то события, относящиеся к самой ранней поре или поздним годам его пути, – выступают в живом, естественном переплетении с характеристикой исторической обстановки, общественной атмосферы, явлений литературной жизни эпохи. Поэтому в повествовании о жизни А. Толстого закономерно присутствует и то, что характеризует самый его идейный рост, его творческую эволюцию: рассказывается об отдельных его произведениях, о том, как они создавались, откуда он черпал материал своих наблюдений для них, приводятся интересные высказывания писателя о литературе, прослеживается постепенное формирование его литературно-эстетических взглядов. В этой интересной хронике показывается очень наглядно, как А. Толстой, начавший свою литературную работу в глухие предреволюционные годы писателем сравнительно небольшого творческого диапазона, стал впоследствии одним из ведущих мастеров нашей социалистической литературы, писателем с мировым именем.
Прослеживая многолетний жизненный путь А. Толстого, Ю. Крестинский использует массу найденного им, проверенного и систематизированного документального материала, который в раде случаев до сих пор оставался неизвестен. Здесь и очень интересные материалы переписки писателя разных лет, его дневниковые записи, письма его родных, воспоминания и свидетельства о нем других писателей, наконец некоторые затонувшие в старых газетах статьи А. Толстого, заметки о его выступлениях. Вот вся эта фактичность, тщательная обоснованность каждой страницы книги и делают работу Ю. Крестинского такою, что ей можно верить. Привлечение подобного рода неиспользованных материалов, естественно, расширяет наше читательское представление о жизни А. Толстого, вносит подчас существенные поправки в ранее публиковавшиеся биографические сведения о нем.
Вот рассказывается о самом раннем детстве писателя, об его семейном окружении. В прежних критических очерках обычно делался упор главным образом на то, что это была дворянская, поместная среда (хотя, как известно, мать и отчим его были людьми демократического образа мыслей, увлекались идеями 60-х годов). В свете новых материалов становится особенно ясным, что жизнь обитателей Сосновки была очень простой, скромной; это не похоже было на помещичий быт. Каждая копейка была на счету, редкостью был привозимый из города гостинец ребенку – «витой белый калачик». Маленький Алеша, совсем мало похожий на графского сынка, бегал запросто в соседнюю деревню Павловку к крестьянам «слушать сказки, побасенки, песни». Мать его Александра Леонтьевна (урожденная Тургенева), писательница, автор нескольких пьес и детских рассказов, судя по некоторым данным, была знаком с идеями марксизма, – сохранились сделанные ею выписки и заметки из «Капитала» К. Маркса.
В противоположность некоторым другим критикам, чересчур подчеркивавшим увлеченность молодого А. Толстого в начале его пути декадентством (сборник «Лирика»), Ю. Крестинский приводит некоторые самые ранние стихотворения писателя, написанные в традициях гражданской поэзии Некрасова, характеризует зачин одного из самых первых рассказов А. Толстого «Мишка» (о простом крестьянском мальчике), свидетельствующий о тяге начинающего автора к реализму.
Но исследователь при всем этом не упрощает, не обходит сложных противоречий процесса, формирования молодого А. Толстого; он отнюдь не «революционизирует» его. Говоря об участии А. Толстого в политической жизни студенчества в 1902 году, в революционных демонстрациях в Петербурге, Ю. Крестинский далек от того, чтобы преувеличивать политическую сознательность А. Толстого тех лет.
С вниманием прочтены будут те страницы, где рассказывается о деятельности А. Толстого в период первой мировой войны, о поездках его в качестве газетного корреспондента на юго-западный, кавказский фронт, а также в Англию. Вызывают большой интерес я материалы, раскрывающие сложное, менявшееся под влиянием хода событий отношение А. Толстого к революции; здесь очень выразительны цитируемые в книге дневниковые записи, сделанные писателем в 1917 году, и его очерк «Ночная смена».
В главах, посвященных возвращению писателя из эмиграции, особенно привлекает характеристика его взаимоотношений с М. Горьким, обстоятельства работы над «Восемнадцатым годом» и «Хмурым утром», описание поездок А. Толстого в 30-х годах по Советскому Союзу и за границу.
Нас снова и снова поражает во всех приводимых подробностях я фактах биографии А. Толстого его поразительная темпераментность, его жадность к впечатлениям жизни, постоянное стремление участвовать в ходе событий. Читая главу за главой, мы наглядно представляем себе, как неизмеримо вырос в советские годы в своем общественном сознании писатель, какой огромный размах приобретало теперь его творчество.
В последней части книги примечательны данные о широкой общественной деятельности А. Толстого в 30-е и 40-е годы, о выполнении им обязанностей депутата Верховного Совета СССР, об участии в исследовательских начинаниях Академии наук, наконец, о неутомимой самоотверженной работе писателя-патриота в дни Великой Отечественной войны.
В книге Ю. Крестинского разного рода сведения хронологического и исторического характера чередуются со страницами, где биограф живо, образно воссоздает облик писателя. Такова, например, глава, рисующая картину обычного рабочего дня А. Толстого и характеризующая его в домашней обстановке. Здесь перед нами не только работа исследователя, но и впечатления очевидца, человека, часто общавшегося с писателем.
В книге имеется довольно большая библиография (в сносках), помогающая нам ориентироваться среда малоизвестных публикаций А. Толстого, и ряд интересных указаний на архивные материалы.
Однако надо поставить автору в упрек некоторые упущения в его работе. К их числу относится прежде всего известная диспропорциональность двух основных частей книги. Нам кажется, что по сравнению с очень подробным и детализированным освещением дореволюционного периода жизни А. Толстого послеоктябрьский период его жизни и творчества, изложен более кратко и бегло, А он должен был быть гораздо более развернутым, ибо именно эти десятилетия оказались особенно насыщенными значительными событиями и интенсивной творческой работой А. Толстого.
Думается, что четвертая глава книги, посвященная очень трудному и сложному этапу в жизни А. Толстого – пребыванию его в эмиграции, – могла бы быть пополнена некоторым материалом. Стоило бы, в частности, сказать подробнее об участии А. Толстого в сменовеховской газете «Накануне», о редактировании им литературного приложения к этому органу, о привлечении к участию в нем ряда советских писателей, вообще об устанавливавшихся уже тогда связях его с молодой советской литературой.
Надо отметить, также, что, выдержав в основном общий профиль своей книги – рассказ о жизни и литературной работе А. Толстого, – автор кое-где соскальзывает в излишне подробный анализ содержания отдельных произведений.
В заключение хочется подчеркнуть, что книга Ю. Крестинского, представляющая собой плод его многолетних исследовательских разысканий, будет встречена с живым интересом и окажет немалую пользу литературоведам, критикам, изучающим богатое творческое наследие А. Толстого.