№2, 2007/Книжный разворот

О. М. Ушакова. Т. С. Элиот и европейская культурная традиция

Томас Стернз Элиот – одна из самых значительных величин в поэзии XX века. В соответствии с его собственными критериями Элиот может быть охарактеризован как трудный поэт, с величайшей артистической чувствительностью выразивший в поэтическом слове «разнообразие и сложность» «нашей цивилизации» (эссе «Метафизические поэты»). В книге, которая выросла из многолетних размышлений о творчестве Элиота, Ольга Ушакова представляет читателю многоликий и противоречивый образ «нашей цивилизации», запечатленный в его поэзии.
Выход в свет этой книги – событие, без преувеличения, знаменательное. Это первое в нашей стране полное исследование творчества Элиота, и в хронологическом и в жанровом отношении, на фоне огромного потока западных работ, с лучшими из которых оно вполне сопоставимо по глубине проникновения в творческий мир поэта. Автор живет и работает в Тюмени, но слово «провинциальность» менее всего приложимо к книге, вобравшей в себя новейшие достижения элиотоведения, представляющей современный уровень научной мысли. Думается, значение этой публикации и в том, что она обращена не только к узкому кругу специалистов. Постоянно имея дело с русскими переводами, Ушакова ставит перед собой очень непростую задачу: сделать поэта, который принадлежит к числу практически непереводимых, понятным русскоязычному читателю.
В фокусе авторского внимания отношение Элиота-поэта, критика, мыслителя к европейской культурной традиции – постановка проблемы, с одной стороны, поразительно очевидная (элиотовское определение традиции является общим местом любой статьи о его творчестве), с другой стороны, чрезвычайно емкая и сложная, требующая проработки и организации гигантского количества материала. Книга О. Ушаковой имеет строго выверенную композицию. Три части монографии трактуют три основных составляющих европейской культурной традиции, как это виделось Элиоту: ее мифологические истоки, рассматриваемые в тесной связи с античной культурой – «единой кровеносной системой» европейской культуры (с. 167); христианство, к которому поэт возводил всю европейскую мысль; творчество Данте, которого Элиот полагал выразителем нерасчлененной культуры Европы, носителем своеобразного «кафолического»- начала.
Легко предугадать, что книга такого рода должна открываться толкованием традиции по Элиоту. В этом многократно развернутом отечественным литературоведением сюжете Ушакова обнаруживает неожиданные стороны. Она показывает, что с самого начала «традиция» осмысливалась поэтом как «смирение», противопоставляющее себя «наглости» во времена громких претензий на открытие новых литературных эпох (с. 7). Впоследствии «смирение» – «деперсонализация», о которой говорилось в статье «Традиция и индивидуальный талант», приобретает этическое и теологическое значение в цикле «Четыре квартета». Таким образом, «традиция», как ее понимал Элиот, представлена в книге не только как литературное, но и как философское понятие. Ушакова показывает, что оно не утратило свою продуктивность в контексте постмодернистских споров последнего десятилетия. Резюмируя их сущность, исследовательница обосновывает мысль о том, что традиция, по Элиоту, вовсе не сводится к европоцентризму, как это часто теперь преподносят, не означает подавление других культур, но предполагает «»взаимообмен искусств и идей», полноценный культурный диалог» (с. 11).

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №2, 2007

Цитировать

Половинкина, О.И. О. М. Ушакова. Т. С. Элиот и европейская культурная традиция / О.И. Половинкина // Вопросы литературы. - 2007 - №2. - C. 360-363
Копировать